«7 этапов единства и распада»

Поделиться:


ДОКЛАД Президента Общественного Фонда

«НАСЛЕДИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» Сейдомар Батыржана

на круглом столе по теме: «Тайны казакских жузов»

«7 этапов единства и распада»

Добрый день! Благодарю Вас что пришли на сегодняшний круглый стол!

Тема круглого стола «Тайны Казакских жузов» называется не зря! Имея многовековую историю нашего народа Великой степи, мы до сих пор не можем найти определение и объяснение к понятием трех жузов, из за этого наша молодежь путает жузы и родовые племена. Казакское ханство образовалась 1456 и 1459 по некоторым данным 1465 г. от откочевки Керея и Жанибека от Абулхайыра хана. Абулхайыр хан потомок Шибана сына Джучи. Шибан являлся главой Синей, Кок или Небесной орды. Абулхайыр хан 1428 году, правя Сибирским ханством перехватил власть в Ак Орде, и создает Государство под названием Кочевых Озбеков. Объединение и деления всегда приводились к резне между братьями и родными! 

1-й этап единства и распада!

Вспомним далекие 10-5 века д.н.э. наших предков Саков они же Скифы или по ханьский Сэ! Делились на племена Массагетов, Тигрохаудов, Парадарья или Царские Скифы, Хаомаварга, Дахи или Парны, Усыны, Агриппей, Аримаспы, Исседоны и Сарматы. Дахи создали в будущем Парфянское царство, Сарматы позже оккупировали Саков которые жили при черномории Тоже те века не было единства! 

2-й этап единства и распада!

Позже воинственные войны Хунны они же гунны, единство было всего на 100 лет при Матай Кагане он же Шанью Модэ. И то воевали со своими братьями Юэчжами, Юэбань, Гаоцзюй и Теле. После смерти Шанью Модэ. хунны потерпев поражение от братского племени Сяньби. Откочевали в Среднею Азию и в Урал. Только 5 веках н.э появляется империя Аттилы в Европе и государство Эфталитов в Центральной Азии. Но эти братские государства тоже не были единый, о чем говорит Прокопий Кесарийский
«Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов» 
После 5 веков о гуннах не чего в истории не известно!

3-й этап единства и распада!

Каганат Жужаней или Жуань-жуань появился 402 году продержался 150 лет после чего в 552 году был разбит своими братьями Тюркютами. Продолжение Жужаньского каганат считается Аварский каганат который существовал на территории Венгрии с 562 — 823 года

4-й этап единства и распада!

Тюркский каганат или Тюркютский появляется 6 вв н.э 552 году но продержался в единстве всего 51 год до 603 года, позже разделился на западный и восточный тюркский каганат! Но и те продержались максимум 100 лет! Точнее Востоно-тюркский каганат 142 года а Западно-тюркский каганат 101 год! После чего тюркюты разделились множество государств и воевали между собой. Караханиды с Тюргешами, Булгары с Хазарами, Кангары или Печенеги с Кипчаками итд.
Перед этим я сказал тюркютский объясню почему. Многие говорят что «ют» это монгольский суффикс множественного числа, но я так не считаю, потому-что само слово Тюрк всегда по разному говорят и пишут! Например: Түрік, Түрк или Түркі, а когда переводят то получается более 10 версии. Пока наши историки, лингвисты и антропологи не дадут точную информацию я представлю свою версию. Тюркют звучит на русском я думаю что правильней будет ТҰРКҰТ. Что в переводе означает первые 3 буквы ТУР Туран, вторые 3 КУТ Куты что в переводе означает небесная благодать или дух позже с казакского счастье.

5-й этап единства и распада!

Во времена Шынгыс Кагана, Кагана Великого Монгольского Государства! Но точно ли монгольского? Если читать письменность Шынгыс кагана который составил Тататунга из племени Найман, даже как говорят на старомонгольском «Монгол Бичиг» наше слово Битиг. Говорят что он составлен на подобии Уйгурского, но как мы знаем в Восточном Туркестане использовалась руника турфанском стиле. Рисунок номер 1

А если взять Уйгурский каганат 745 — 847, который появился после распада восточно-Тюркского каганата то есть версия что это государство тюркских племен тогыз-огызов, позже которое стало называться Уйгур что с др.тюркского означает союзник или друг, с казакского переводя «Строить дом Уй Кур или Уйым кур что означает объединение» . Если Турфанские руны взять и растянуть то получиться вот что! Например имя Шингыс кагана на старомонгольском. Рисунок номер 2. 

1435 лет тому назад так и появилась арабская письменность на подобии иудейской и шумеро-иранской письменности.Как пишет Андрей Кривошапкин Айынга с Сахской Республики Рисунок номер 3.

«Йеке монгол улус» по звучанию может быть

калькой выражения «Уйэке мэнге ил улуус». На веки
вечные мирное государство. Слово «.Уйэке»-на века
лишь усиливает второе слово iy.y- вечный, а не пере-
дает само это понятие.
Усвоив это, переходим к чтению слова монгол.
Но его в тексте не находим. В тексте шестая последовательность знаков явно не читается Monggol. Если средний кружок относится к знаку ng то переднего о нет. Нет и заднего звука о. Только с наличием трех знаков M ng l можно согласиться. Вставляя другие знаки, видим, что это слово состоит из двух слов. Мэнге эл Ee, в переводе Вечный мир. Ил не может быть прочитан Эль – государство, так как затем идет слово улус, что означает Великое племя и до сих пор употребляется как название территориальной единицы в Якутии. Есть у нас и улус Мэнге, который иноязычный обязательно произнесет менге или менгу.»
А если взять тюркскую письменность то слово Эль еще означает народ. 

Еще при жизни Шынгыс каган разделил свои земли на Улусы среди 4 сыновей. Это и послужило распаду империи. Позже улусы превратились в новые государства. 

6-й этап единства и распада!

Во времена Золотой Орды при Джучи кагане орда была поделена среди его сыновей.
сыну Орда Ежену досталась Белая Орда или Ак Орда, территория центрального, восточного и южного Казакстана.
Батый досталась Волжской Булгарии и территория между Черным и Каспийским морем,
Берке достался Крымский юрт, нынешняя территория Украины.
Пятому Сыбану досталась Синяя Орда, Кок Орда или Небесная Орда. Территория западного казакстана и тайбугинский юрт ныне сибирь.
Тока Тимуру нынешняя Мангыстауская область и Каракалпакстан
ММеждоусобицы между братьями начали через несколько лет!. Но борьбу продолжили их потомки. Точку поставил Хан Берке когда в 1240-х годах принял ислам, а позже Хан Озбек(Султан Гийас ад-Дин Мухаммед ) в 1312 сделал ее религией Золотой Орды и перенес столицу с Сарай-Бату в Сарай-Берке.. Окончательно Золотая Орда распалась через 100 лет.
Внутренние Улусы позже разделились и появились новые государства, такие как Крымское Ханство 1441 — 1783, Ногайская Орда 1440 — 1634, Казанское Ханство 1438 — 1552, Астраханское Ханство 1459 — 1556, Казакское Ханство 1465— 1718, Сибирское Ханство 1468 — 1607, Большая Орда или Сарайское Ханство 1481 — 1502 и Московскую Орду 1440 — 1547

7-й этап единства и распада!

Как я говорил в Начале Казакское Ханство появилась в середине 15 века. Когда потомки Орда Ежена или по некоторым данным потомки Тука-Тимура Жаныбек и Керей решили отобрать у Абулхаира земли Белой орды. Откочевали нынешнею территорию Жамбулской области и объединили некоторые Тюркютские племена! При правлении Касым хана сына Джанибека он объединил все племена и народы Восточного Дешт-и-Кыпчака под единым государством — Казакским ханством и его свод законов под названием «Қасым ханның қасқа жолы». Вся мощь ханства держалась на авторитете Касыма, но уже после смерти хана началось междоусобная война между потомками Жанибека. Наследник Касым-хана Мамаш хан не смог противостоять против Ногайской орды, которая захватила территорию до р. Тургая. После смерти Мамаш-хана трон унаследовал Тахир хан. Началось ойратское вторжение с этого момента началось война между ойратами и казаками. Тахир хан не смог усмирить влиятельных султанов Казакского ханство, таких как правителя Жетысу Буйдаш, правителя Сыгнака Ахмета.

Тахир хан потерпел поражение от ташкентского хана Кельди Мухаммеда и бежал в Киргизию и погиб там. Новым ханом стал Тогым хан. Но его не признают правитель Жетысу Буйдаш и правитель Сыгнака Ахмет. И оба провозгласили себя ханами. В это время появляться спаситель казакского народа сын Касыма султан Хак-Назар, правитель Созака. Султан Хак Назар признает Тогыма ханом.

Ахмет начинает поход против Ногайской орды, но был разбит ногайцами и попал к ним в плен с пятнадцатью сыновьями. В 1535 году Ахмет был убит Орак батыром. Султан Хак Назар захватил территорию Ахмета. Западная граница ханство прошла по Аралу.
Султан Хак-Назар нанёс сокрушительное поражение Буйдашу. Буйдаш бежал в Могулистан. Султан Хак Назар захватил Западный Жетысу.
1538 году умер Тогым хан ханом стал Хак-Назар. Гражданская война окончилась победой сына Касыма Хак Назара. Но обратное объединение Казакских земель стало разрухой для страны. Лишилась почти половина территории ханство. Западный Казахстан в руках ногайцев, Восточный Казахстан — у ойратов, Северный Казахстан — Сибирского ханство, Восточный Жетысу у Могулистана и Ташкент — у бухарцев.
Восстановление прежних земель и приобретение новых явились для Казакского ханства трудноваты. Начиная с Хак Назар хана до Тауке хана территория Казакского Хаства расширились почти до нынешней территории.

Термин жуз в Казакском ханстве появляется во времена Тауке хане когда совместно с Биями Толе, Казыбек и Айтеке начинают писать свод законов «Жеті Жарғы». Дополнение к законам Касым хана «Қасым ханның қасқа жолы», Есым хана «Есім ханның ескі жолы».

Но слово Жуз имеет много значения, например: Дуние жузы → весь мир, балтаның жүзі → острие топора, балғын жүз → свежее личико, жүз теңге → сто тенге.

Но самое главное что слово «Джуз (араб: جزء, мн.ч. اجزاء аджза’) — буквально означает «часть»» переводя с арабского означает «»

И многие название могут переводить не правильно, например:

Улы Жуз – Старшая или Большая Орда но может быть Великая Орда.

Орта Жуз – Средняя Орда или Центральная Орда

Кышы Жуз – Младшая Орда но наверное Малая Орда.

У нашей молодежи когда спрашиваешь «Кай елсын» они почему то ответ начинают с жузов а потом говорят родовое племя. Но они еще не понимают что знать нужно родовое племя и своих дедов не из за того что бы с другими племенами спорить а что бы не было кровослияния между родными людьми.

1-й вариант. Что деление на жузы чисто генетический! Но почему то тоже не сходиться. Например если возьмем территорию Казахстана то на нынешней территории только проживали из Средней орды Кыпчаки, и от Великой Орды Усыни, Кангюй, Дулу, Шапырашты, Албаны, Суаны.
Жалаири, Найманы, Кереиты, Аргыны, Уаки(Олунхуты), Коныраты(Унгираты), Ошакты, Шанышкылы, Ысты, Сыргелы которые наверное относятся к племени Катаган, все вышли из нынешней территории Монголии.
Из Малой орды кроме племенного союза Жетыру все обитали на территориях начиная нынешней Украины до Волги. Например Бериш и Адай встречаются в греческих летописях под названием племен Барсилы и Ада которые входили к Сарматам.

2-й вариант. Есть миф что якобы мы происходим от общего деда Алаш и его 3 сыновей Акарыс, Бекарыс и Жанарыс. Но тогда почему спустя 300 лет после основания Казакского ханства мы разделились а не самого начало. Да Были такие батыры и аксакалы но мое мнение они основанием жузов не имеют, тюрко-казакским племенам потому что если мы примим этот вариант то мы не какого отношения племенам ка жалаир, найман, керей которые жили 10 веках нашей эры не имеем. Усыны Канглы Дулу Албан жили еше д.н.э. Рродословная не сходиться!

Изучим флаг Казакского ханства. Везде используют символику этого флага.Рисунок номер 4

Но много чего не сходиться. Например: 3 звезды говорят что это 3 жуза, а в центре фигурка которой уже более 10000 лет означает бесконечность. Позже которую используют царь Иудейского царства Давид своем символе после нашествия кочевников Сеиров или как обычно говорят Шумеров. А позднее в 2 в днэ начнут использовать Буддисты. А в Казакском ханстве могли его использовать потому что Ханы были только из рода Бурджигин-Кият потомки Шынгыс кагана. И есть сведение что этот символ использовал Великий Каган Шынгыс.Рисунок номер 5

Да этот флаг мог быть но во времена Тауке хана или Абылай хана. Я думаю что государства обычно что то оставляют от предшественников. Наш вариант флага. Рисунок номер 6

Все эти варианты мы отделить и выкинуть тоже не можем потому что это легенды и история нашего народа. Но Общественный Фонд «Наследие Кочевой Цивилизации» считает что это было системно-административное деление на 3 области. А би выполняли роль Акимов. Наша цель объединение детей Великой степи. Про жузов надо изучать потому что это наша история от нее нам не куда не деться. Но не делиться на жузы. Перед этим я отходил от темы и говорил про переводы слов, потому что многое зависит от этого! В начале 90-х учебники по истории Казакстана много что перенимали от советских источников, а там мало что известно. Те года многие переводили с русского языка на казакский, а как они переводили с какой целью мы не знаем. 

Все это время я говорил КАЗАК а не КАЗАХ, могу объяснить. Из документов СССР «С принятием новой конституции СССР 5 декабря 1936 года статус Казакской АССР был повышен до союзной республики, и она была выведена из состава РСФСР, а чтобы титульный этнос республики (самоназвание которого — «qazaq» Казак) не путали с представителями казачества, за ним закрепили русское правописание казахи, а республику, соответственно, стали именовать Казахская ССР.». 
В Нашей стране многие историки, почему то стетсняются признаваться что мы когда то были кочевниками, утверждают что у нас были города. В Великой степи города были большинство по шелковому пути, города появляются там где есть торговля. Если есть среди нас такие то большая просьба не шугайтесь слова Кочевник.
И закончить хочу словами Лидера Нации Н.А.Назарбаева выступая на заседании по итогам реализации программы «Культурное Наследие» «К примеру, мы долгое время были в плену навязанных извне ложных представлений и предрассудков о кочевом образе жизни как исторически тупиковом пути, не создающем культурных богатств. Оказалось, что мы толком не исследовали кочевую культуру и только сейчас начинаем овладевать методологией, нужной для понимания природы кочевой цивилизации»

Благодарю за внимание.!

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *