ИЛИАДА – ИЛИ МЕДНАЯ ЛЕГЕНДА

Поделиться:


Мы не наводим справок, откуда родом прекрасные и доблестные люди,

и не относимся к ним с пренебрежением, если они совершают какой-нибудь

добрый поступок, не будучи нашими друзьями. 

Скиф Токсарид.

(Лукиан. Избранное. Издательство «Художественная литература», Москва, 1987. Стр.338.)

Статья названа так потому что предположение из-за которого появилась статья похожа на легенду, которая со временем может восприниматься как что-то естественное. Кто его знает…

                  Автор

Однажды в январе 2013 года в офисе НПО «Мир Великой степи» мне пришлось слушать доклад человека который сделал заявление, на первый взгляд из ряда вон выходящее. Вот что он вкратце сказал: «Читая великую поэму Гомера, я обнаружил много интересного. После чего решил поделиться своими мыслями на сей счет. Я думаю, что между создателями поэмы и нашими далекими предками    которых персы называли – саки, а греки – скифы, есть большая связь». В подтвреждение своих слов докладчик приводил множество примеров из «Илиады» и казахской поэзии, которые якобы не чужды образному мышлению саков-скифов, потомками которых являются казахи. Одним словом докладчик утверждает что скифы в процессе экспортирования меди завозили в Грекию и свои поэтические образы связанные с этим красивым и гибким металлом. Что и дает ему право выдвигать версию, что в сочинении самой известной в мире эпоса «Илиада» тюркоязычные скифы приняли самое активное участие.

Я же в свою очередь ничуть не отрицаю, что в этом мире может быть все, как говорится «чем черт не шутит». Но все же считаю что для доказательства такого заявления необходимо прочесть «Илиаду» на языке оригинала. Докладчик же опирался на русский перевод приводимых им примеров из «Илиады». В любом случае его заявление требует проведения большой научной работы. Я же хочу рассмотреть лишь «медную» сторону дела, то есть как обстояли дела у саков-скифом с добыванием и использованием этого благородного металла. Поэтому дорогой читатель, предлагаю небольшой экскурс в историю. И еще одно, понимая что названия использованных источников некоторым мешают в чтении, мне все же пришлось привести их полностью, так как вопрос по своему очень «щепетильный».

Итак, очевидно, что  духовные и созидательные корни потенциала казахов являющихся потомками саков-скифов, гуннов и древних тюрков уходят глубоко в историческую глубину, что не прошло незамеченным для историков. Например, живший в 484-425 годы до н.э.  Геродот в своей книге «История» о скифах, далеких предках тюркских народов, в том числе казахов, написал много интересного. Наряду  с другими фактами Геродот рассказал о тех из них, которые были широко известны не только на своей земле но и за пределами Скифии. Одним из таких ярких личностей был выходец из царской семьи Анахарсис, который за свой ум был включен греками в список семи самых мудрых известных греков. (Геродот. История в девяти книгах. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград. 1972. Стр. 198.).

Анахарсис жил в 6 в. до н. э.; изучал греческие обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критическому осмыслению. Собрание из 10 сохранившихся до наших дней писем, датируемых 3 в. до н.э., свидетельствует об огромном интересе к фигуре Анахарсиса.(Словарь античности. Издательство «Прогресс», Москва 1989. Стр.32.).

То, что письма этого великого скифа дошли до наших дней указывает на то, что он был очень почитаем греками. Наряду с мудростью Анахарсис также был искусным изобретателем. Кроме прочих ему принадлежит первенство в изобретении якоря для кораблей. (Джон Кларк. Иллюстрированная хроника открытий и изобретений с древнейших времен до наших дней. Издательство «АСТ-Астрель, Москва, 2002. Стр. 4.).

О том, что у скифов были высокие духовные и нравственные устои, своя система власти Геродот доказывает описывая нападение персидского царя Дария на землю скифов:

«…Дарий отправил всадника к царю скифов Иданфирсу с приказанием передать следующее: “Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры”.

На эти слова царь скифов Иданфирс ответил так: “Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем‑либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. …Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет. …Тебе же вместо даров – земли и воды – я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!”. Таков был ответ скифов». (Геродот. История в девяти книгах. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград. 1972. 218-219-бет.). Почитание старших, могилы предков, аруахов – память предков для казахов до сих пор является одним из самых незыблимых правил прошедших сквозь века на которых держится любовь к Отчизне.

О развитой цивилизаций скифов говорит и наличие у них своих законов. Об этом написал еще один греческий автор Лукиан. Он приводит такие слова скифа по имени Токсарид: «Наши предки написали на медной доске все то, что друзья претерпели оба вместе или один за другого, и пожертвовали ее в храм Ореста, издав закон, чтобы началом учения и воспитания служила эта доска: дети должны были заучивать то, что на ней написано». (Лукиан. Избранное. Издательство «Художественная литература», Москва, 1987. Стр. 338.).

Из приведенных греческим писателем сведений видно, что скифы имели не только свою письменность но и законы, наносили разного рода письмена на медные доски. Обучали грамоте представителей подрастающего поколения и требовали чтобы они учили законы. Это говорит о высоком уровне цивилизованности скифского общества, о наличии системы образования, были также храмы и другие сооружения т.е. своя архитектура и строительная культура.

Написанное Лукианом о медных досках также подтверждает, что медь у скифов изпользовалась очень широко в разных сферах каждодневного бытия, не ограничиваясь лишь изготовлением оружия и доспехов. Это в свою очередь дает любому человеку понять, что у скифов была развита металлургия и экспортирование меди в другие страны. Что в свою очередь способствовало взаимному обмену культур не только с соседними народами но и отдаленными странами.

По другому и не могло быть. Давайте  вновь обратимся к Геродоту. Вот что он написал о скифах: «Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии». (Геродот. История. Москва. 1993 г. стр 79.) Наверное это было время когда скифы еще не добывали железо.

О том, что медь была товаром сбилизившим греков и скифов доказательно написал великий казахский ученый Алькей Маргулан в своем труде «Джезказган – древний металлургический центр». (Археологические исследования в Казахстане. Издательство «Наука» Казахской ССР. 1973 г.):

«Джез – так казахи называют медь. То есть название города Джезказган означает – Место где добывается медь». Вот что он пишет: «Научный термин жез-медь, в казахском языке (в других тюркских языках – jaz, jas), употребляемый еще в языках древнего мира: в санскрите, древнегреческом, латинском, готском». Здесь уместно добавить, что русское слово «жесть» также имеет свое происхождение от тюркского слова – «жез».

«…Таким образом, пишет А.Маргулан термины жез (jaz – jez, jas — jes) и калаи (олово) возникли в глубокой древности. Их употребляли еще до появления железа (VII-V вв. до.н.э.). Разработка же руды в  Джезказгане началась еще раньше. По данным археологических исследовании, руду стали добывать с энеолита, т.е. с конца ІV – начала ІІІ тысячелетия до нашей эры». (подчеркнуто мною).

Здесь сразу же хочется обратить внимание читателя на следующую информацию которую приводит в своей статье А.Маргулан: «Древние выработки и отвалы Джезказгана весьма грандиозны. По подсчету С.Х. Болла, из разносов Джезказгана было добыто свыше миллиона тонн богатых окисленных руд, содержавших десятки тысяч тонн меди» (С.Х.Болл. Геологический» доклад о владениях атбасарских медных промыслов. (Рукопись) 1910. Архив. Акад. К.И. Сатпаева.)

А.Маргулан пишет: «Первоначально греки называли медь chalkos, по имени легендарного мастера медных дел. Позднее они стали употреблять другой термин, очевидно возникший вследствие торговли с азиатскими скифами. …греки стали называть медь еs. Мюллер(М.Мюллер. Наука о языке. Пер. с англ. Вып. 1. Воронеж, 1868.) допускает, что это искаженная форма аеs. В латинском языке jes получило графическую форму aes, в готском –aiz. Готский вариант термина jes схож с древнекипчакским словом jez. …у римлян, германцев и греков aes и aizэто только медь».

О том, что казахи являются народом издревле владеющие способами добывания и обработки металлов свои выводы А.Маргулан делает обращаясь к языку и быту тюрков, в том числе казахов: «В тюркских языках медь имеет три названия: жез – желтая медь, мыс – красная и бакыр – темно-коричневая. Из нее изготовляли различные изделия украшения и монеты. В бакыре кроме меди имеется примесь других элементов. В прошлом из нее делали походные котлы (бакыр или казан). У северных казахов бакыр сохранился вплоть до Октябрьской революции и служил для варки пищи.

О медном инвентаре упоминается и в казахских народных преданиях, согласно которым древние богатыри Ертостик и Кара-мерген живут в медных домах и своих богатырских коней держат в медной стене».

В казахском языке сохранилось несколько терминов, связанных с разработкой руды и производством металла. Это кен – руда, кенч – подземное сокровище (ископаемое), кенчі – рудокоп, кен очагі – месторождение руды, кенказган – рудник, кен шокы – рудный холм; калаи – олово, калаиычі – оловянных дел мастер, калаиылган – покрытый оловом, кола – бронза, колаба – слиток металла, отсюда Колба (калба)-тауы – оловянная гора, мырч – цинк, мырчым – цинковые шарики для игры; коргасын (коргалжын) – свинец и т.д.

Древнее горное дело отразилось и в топонимике Центрального Казахстана. Приведем некоторые из горнотопонимических названий: Джезды – река богатая медью, Джезказган – медная копь, Казан-сынган – место где котел взорвался при плавке руды, Коргасынтау – свинцовая гора, Кен Корыткан – место плавки руды, Устанынжалы – гряда кузнецов, Темирчитау – гора кузнецов и .т.д».

Мы считаем, что те скифы которые торговали с греками медью были родом из нынешнего Казахстана, а именно из тех мест где ныне стоит город Джезказган – о котором в результате своих научных работ А.Маргулан написал: «Древние выработки и отвалы Джезказгана весьма грандиозны».

Таким образом все выше приведенные сведения и дают возможность выдвинуть версию, что в известном на весь мир эпосе «Илиада» есть много поэтических образов которые стали возможными благодаря скифам. Потому что подобные образы сохранились в поэзии казахов и медь как средство художественной образности присутствовал как в прошлом имеет место быть в настоящее время. Говоря о многовековом возрасте казахской поэзии будет уместным вспомнить утверждение  немецкого философа Карла Ясперса: «…имея лошадей, эти кочевые народы познали даль мира. …они превнесли в мир героическое и трагическое сознание, которое нашло свое отражение в эпосе».  (Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Издательство «Республика», 1994. Стр 46).

Скифы завозили в Грекию не только медь но и свои поэтические образы связанные с этим красивым и гибким металлом. Что и дает право на выдвижение версии что в сочинении самого известного в мире эпоса «Илиада» тюркоязычные скифы приняли активное участие.

Здесь со стороны читателя может возникнуть вполне резонный вопрос, а что, у греков не было своего медного месторождения? Алькей Хаканулы Маргулан ссылаясь на труд К.М.Бэра ответил на этот вопрос в вышеназванном труде: «У римлян, германцев и греков  aes и aiz – это только медь. С завоеванием острова Кипр (57 г. до н.э.), где имелись богатые рудники меди, римляне стали называть медь cuprіum. Вместе с тем термин aes еще бытовал. Лучшую медь, привозимую с Кипра, римляне именовали aes cyprium. Термин aesпоследний раз втречается у Плиния. Начиная с ІІІ-ІV вв. римляне употребляют только название cyprium» (Археологические исследования в Казахстане. Издательство «Наука» Казахской ССР. 1973 г.).

Здесь на мой взгляд уместно еще раз обратить ваше внимание уважаемый читатель, на то что как доказывает А.Маргулан: «…разработка руды в  Джезказгане началась еще раньше. По данным археологических исследовании, руду стали добывать с энеолита, т.е. с конца ІV – начала ІІІ тысячелетия до нашей эры».

Так как «Согласно исследованиям М.Мюллера и Гладстона описанные в гомеровской поэзии ножи, наконечники копья и вооружение изготовлены из меди. (Gladston. Homer andHomerlik Age, III, London, 1890. p. 499.). Гесиод сообщает о людях «у которых была медная посуда, медные дома и которые пахали медью, черного железа не было».

Все вышесказанное мною подтверждает на мой взгляд то что медь как металл и как средство поэтической образности пришло в страну давшей такое великое поэтическое произведение как «Илиада» именно из Скифии.

Уважаемый читатель, я отчетливо допускаю мысль что с вашей стороны может возникнуть справедливый вопрос, а где же поэтические примеры из казахской поэзии или из той же самой «Илиады»? Все правильно, но в начале моей статьи я предупредил что решил ограничиться лишь освещением «медной» стороны дела, так как вопрос по своему очень «щепетильный», то есть только то что как обстояли дела у саков-скифов с медью. В заключении хочу сказать что тема поднятая докладчиком меня очень заинтересовала, поэтому хотелось бы самому провести этакое личное «расследование», внимательно прочесть великие греческие и казахские литературные памятники о которых шла речь. Это может сделать любой желающий, в том числе и вы дорогой читатель.

Бердалы ОСПАН, культуролог.

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *