Истоки народной педагогики. Часть 2. Происхождение обычаев и традиции народов Евразии.

Поделиться:


Происхождение  обычаев  и  традиции  народов  Евразии.

Происхождение  традиции  и  обрядов  формируется  из  быта  человека, а  быт  человека   напрямую  зависит  из  экономических  возможностей, которая  в  свою  очередь  формируется  из  географического  расположения  социума. Географическое  расположение  человеческого  социума  влияет  на  внешние  признаки облика, одежды, орудий труда. Например, народы  крайнего  севера  резко  отличаются  от  европейца  или  жителя  средней  Азии  не  только  внешне, но  и  одеждой, орудиями  труда, животными  которых  они  используют  в  домашнем  быту.  Однако  есть  и  переходная  форма  социума, такие  как  жители  Урала  или  Алтая – Саянских  гор, у  которых  обычай  и  традиции  перекликаются  с  обычаями  народов  населяющих  предгорья  Тянь-Шаня  и  междуречья  Дона, Волги  и  Урала. Археологические  открытия  конца  ХХ  столетия, начала  нового  столетия  дают  материалы  артефактов  прямо  указывающие  что  обычаи  и  традиции  номадов Евразии формировались  в  треугольнике  территории  Тянь-шаньских, Алтайских  и  Уральских  гор.     Эта  территория  традиционно  была  заселена  народом  скифско-сакского  происхождения, людьми  андроновской  культуры, культуры  кочевников  скотоводов. По  мере  расширения  территории  своего  проживания, номады  приспосабливали  свои обычаи  к  новым  территориям и  формам  проживния, не  терряя  первоночальную  сущность  происхождения  этих  обрядов  и  традиции, а  если  и  происходили  изменения, то  под  влиянием  огня  и  меча  внешней  силы, пришедших  вместе  с  ними  религиозных  конфессий.

Так  как  в  треугольнике  рассматриваемой  территории, в  основном  эта  территория  Казахстана, где проживают  в  основном  казахские  рода  и племена, в  дальнейшем  вы  будите  знакомиться  с  обычаями  казахского  народа, которые  традиционно  делятся  на  восточный, центральный  и  западный  регион  проживания. Эти  обычаи  и  обряды  имеют  некоторые  различия, но  сохранили  основную  суть  традиции.

Суть  происхождения  традиции  и  обычаев  заключается  в  формировании  личности  человека  в  сообществе  общины, рода, племени, нации. Формирование  личности  должно  учитывать  интересы  сообщества  людей, которые  в  свою  очередь  формирует  морально- формирование  личности  основывается  на  «адате», своде  правил  определённых  эстетические  предпосылки  становления  личности  в  обществе. Морально-эстетическое  обязательств  перед  родом, племенем, нацией. На  наскальных   рисунках  эпохи  неолита  иногда  встречаются  рисунки  человеческой  ладони  с  пятью  пальцами. Суть  этого  рисунка, напоминание  человеку   о  соблюдении  пяти  правил  обязательных  в  сообществе  людей. Большой  палец – это  небесный  бог-отец  Тенгри », который  даёт  жизнь  человеку, и  забирает  его не  спрашивая  человека. Указательный  палец – это  твоя  семья, род, племя, нация, значить, надо  прожить  жизнь  так, чтобы  никто, никогда  не  показывал  пальцем, не  говорил  плохого  о  твоей  семье, роде, племени, наций. Средний  палец – это твой  родители, дедушки, бабушки  которые  воспитали  тебя, обучали  быть  полноправным  человеком. Уважение  к  ним  прямая  обязанность  потомков. Безымянный  палец – это  твоя  семья, когда  ты  создашь  свой  очаг, будешь  иметь  своих  детей. Они  должны  почитать  небесного  отца  Тенгри, любить  свой  народ, уважать  старших.  Каким  ты  их  вырастишь, зависит  от  тебя. Потому  этот палец  зовётся   безымянным. Пятый  маленький палец — мизинец, без  других  четырёх  пальцев  ничто- это  ты  есть  сам. Мизинцем  в  руках  не  удержишь лопату, молоток, топор, саблю. Без  соблюдения  этих  пяти  пальцев-заветов  нельзя  быть  полноправным  членом  человеческого  сообщества. Эти  пять правил – обязательств  были  основными  при  формировании  личности  среди  народов  Евразии.

Большой  палец – небесный  отец  Тенгри.

При  формировании  личности  большое  значение  имеет  религия , у  тюркских  народов  это  небесный  бог — отец «Тенгри», у  древних  славян  «Белая  вера», что  в  сущности  одно  и  тоже. Поклонение  Вечному  синему  небу, солнцу,  силам  природы  прочно  закрепилось  в  мифах, легендах, сказках  народов  Евразии. Мир  для  них  был  царством  природы, наполненных  духом  разумных  существ, тесно  связанных  с  их  социумом, и человек  вступал  в  сложнейшие взаимоотношения с этими  природными  силами. Не только они  оказывали  существенное  влияние  на  его  жизнь, но и он своими  поступками  участвовал в поддержании священного Миропорядка.(смотри сайт  «Тенгри»)

Тюркские  народы  считают  себя  сынами  Вечного  Синего  Неба- Тенгри, человекомпришедшим  из Космоса, сын  неба  не  может  быть  рабом  божьим. Это  противоречит  естеству  миросоздания   Вселенной. Вот  как  это  трактуется  в  мифологии  казахов.

Сначала  земля  была  необитаемой  плоскостью  огненных  всполохов  звёзд, упавших  на  землю. Затем  по  веления  небесного  бога  Тенгри, крылатый  конь  Тулпар (Пегас)  проверил  твёрдость  этой  плоскости, оставив  на  этой  земле  следы  своего  копыта. (С  тех  пор  след  копыта  на  земле  стал  священным ). Убедившись  в прочности земной  тверди, небесный  бог  c  лучами   солнца  послал  на  землю  яйцо, из  которого  вышел  младенец, мальчик, которого  на  воспитание  матери  земле- Умай передал  сверкая  светами  солнца  Зор  Ата (  Заратуштра, жаратушы, Красное  Солнышко ). Мать  земля  вырастила  и  воспитала  мальчика,  а  когда  он  повзрослел, вместе  они  создали  Горы, Ручей, Деревья, Степь с  цветами, вдохнули  в  них Дух  жизни.

Мир стал прекрасным! С неба стали падать  другие  звёзды  люди. Вначале  люди  на  земле  были  бессмертными, и  они  не  могли  плодиться. И  тогда  небесный  отец  Тенгри  спустил  на  землю  с  лучами  солнца  девушку  на  белом  облаке. Мальчик  и  девушка  встретились  и  создали  семью  в  земном  Раю. Мальчика  звали  Адам (по  казахский – человек) – а  девушку Хауа ( Ева ), то  есть  нечто, Х,   созданный  из  воздуха (ауа) и  луча  солнца. В  то  время  в  раю  был  первый  плод – счастье, на  дереве  любви – яблони. Плод  был  ещё  не  созревшим, несовершенным.

Великий  создатель  запретил  рвать  и  есть ( алма —  то  есть  не  трогай, на  казахском  языке ) не  созревший  плод  дерева  любви. Однако  беременной  женщине  Хауа  захотелось  кисленького, и  она  съела  несозревший  плод, с  тех  пор  плод  яблони  называется Алма, а  жизнь  человека  стала  несовершенной. Видя  несовершенство  человека, и  разрушения  его  планов  создания  счастья  на  земле, небесный  отец  Тенгри  пролил    на  землю  горечь  слёз  в  виде  дождя. Дождь  шёл  много  дней, и  затопил  землю. Люди  на  лодке  несколько дней  плыли  в  безбрежном  океане  воды, пока  небесные  ласточки  не  указали  им  путь  к  близкой  суше. Лодка  пристала  к  горе  Казыгурта ( Южнаказахстанская  область ), где  люди  переждали  Всемирный  потоп. И  стали  те  люди  обитать, и  плодиться  на  той  земле, трудом  своим  приукрашать  окружение  своё. Выросло  на этой  земле  дерево  родословной  человека – Байтерек, и  свило  на  нём  своё  гнездо  птица  счастья Самрук.( смотрите  видеозапись  открытия  VII  олимпиады  зимних  олимпийских   игр  Азии  2011  года )

Вот  как  описывает  это  книга  Велеса, сага  скандинавских  народов;

И  сказал  Велес,

Открой  короб  песен !

Размотай  клубок !

Ибо  кончилось  время

Молчания

И  пришло  время  слов !

………………………………………………………

Создали  роды  те  в  Семиречье,

Где  мы  обитали  за  морем  в  крае  зелённом…

И  было  это  в  древности …

(Книга  Велеса, 19 а)

Стали  те  люди  обучать  и  седлать  небесных  солнечных, рыжих  коней, выплавили  железо  из  горных  пород, оделись  в  железные  доспехи, сделали  колёса  для  своих  волокуш, и пошли  расселяться  по  поверхности  земли. Так  появилось  племя  конных  Номадов Евразии, материальная   культура  которых  оставила  свой  след  на  многих  землях  древнего  Мира.

Указательный  палец. Нация, община. Племя, род, семья, (ель- племя).

По  древнему  казахскому  обычаю, у  человека  не  спрашивают  его  нацию, а  спрашивают  из  какого  он  рода, племени,  «Елің  кім?». Каждый  к  кому  обращён  этот  вопрос, отвечает  из  какого  он  племени, к  какому  роду  принадлежит  его  семья. Если  собеседник  не  знаком  с  его  родом, племенем,  то  называется, из  какого  он  жуза (объединения  племён), и  где  обитают  племена  его  жуза. Казахи  делятся  на  три  жуза.

Старший  жуз — потомки  сака- уйсунских  племён  ариев (арий — по  анализу  ДНК составляют  20%  казахской  нации  XXI века) обитают  на  юге  Казахстана, в  Семиречье

(Жетісу), часть  племени  дулат  в  Узбекистане, часть  племени  албан, суан  в  Сиьзянь-уйгурском  автономном  округе  Китая. (Восточный  Туркистан). Средний  жуз- в  основном  Восточный и Центральный  Казахстан, частично в северо-западных территориях, часть  племени  аргын, керей, найман на территории  Кулундинской  степи и  Алтайского  края  России, часть кереев, кызай-найманов  в  Монголии  и  Китае. Младшый  жуз- Западный  Казахстан, частично  северо-западные  территории, часть  племени адай в Туркмении  и  Узбекистане, а  часть  племени  берш, серкеш (черкеш), алаша, жағалбайлы  на  территории  Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Омской, Курганской  области  России.

Эти  территории веками сложившиеся места обитания  этих  племён, живут они там и в настоящее  время. Начиная с XIV-XV века эти племена носят общее, собирательное  название – ҚАЗАҚ (казах).

Племя  может  состоять  из  двух-трёх  родов, а  иногда  их  количество  доходит  до  сотни. Например  племя  Шапрашты (старший  жуз) состоит из трёх  основных  родов (екей, еміл, есқожа ) которые  в  свою  очередь  делятся  на  78  подродов. У  каждого  из  них  есть  свои  названия. Названия  рода, подрода  происходит  из  имени  выдающихся  людей  семейных  кланов. Это может быть бий(народные  судьи), батыр (богатырь, рыцарь), ремесленник, просто богатый человек прославившийся своей щедростью.

Названия  казахских  родов  и  племён  встречаются  и  среди  других  народов  Евразии. Род  теке, аққойлы, қарақойлы, адай  среди  туркмен, род аргын, керей, найман  среди  кыргызов  и  хакасов, род  аргын, найман, керей, қоңрат  среди  ногайцев, башкир,  род  аргын, керей, найман  среди  якутов  и  алтайцев. Тюрскими  народами  являются  народы  Сибири- якуты, эвенки, эскимосы, коряки, камчадалы, айны, буряты, хакасы, шорцы, алтайцы, тофолары, ульчи, и т.д. Народы  северного  Кавказа – ногайцы, кумыки, балкары, карачай  и  черкесы (черкеш – младший  жуз). Народы  населяющие  бассейн  рек  Урала  и  Волги —  татары, башкиры, ногайбаки, чуваш, мордва. В  Прибалтике —  караймы, в  Молдовий  гагаузы. Основоположниками  некоторых  народов  мира  были  также  народы  тюркского  происхождения ;  племя  дулат (Аспарух  хан) основали  Болгарское  государство, тюркские  племена  гуннов (Еділ хан (Атилла) основали  Венгерское государство, сако-арийский  род  сарматов  основали  государство  кельтов  Великобритании (король  Артур), король  Карл  Великий  заложил  основу  европейских  государств, Хан  Акбар  заложил  основу  государства  Великих   Моголов (северная  Индия), султан (мамлюков) Бейбарс  из  племени  берш (младший  жуз)  укрепил  власть  египетских монархов  и  защитил  мусульманский  мир  от  нашествия  монгольских  завоевателей, правители  Золотой  орды  способствовали   становлению  и  укреплению  русских  княжеств  и  защитили  от  немецких  рыцарей — католиков  православных  русских.

23 января  2011 года

Шапрашты  Асылхан  би  (Артыкпаев)  8 705 950 02 69.

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *