Казахский Национальный Календарь. К. Камбар

Поделиться:


Моя статья содержит совершенно новые для западной аудитории сведения о повседневных древних календарях и хронологических системах. Но я не спешу изложить все сразу. Западная аудитория может воспринять мои исследования как плод воображения одного человека по имени Калдархан Камбар. Такое имело место в моей практике. У казахского народа есть мудрая пословица: «Аузы куйген урлеп ишеди» («Обжегшийся на каше, дует на простоквашу»). Во избежание всяких недоразумений, я нацелен разъяснить все по порядку.

Скачать материал: Казахский Национальный Календарь. К. Камбар
Связаться с автором: k_kambar.30.12.1963@mail.ru

Более короткое объяснение Тогыс есеби.
Другие работы автора.

НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ «КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Калдархан А. Камбар опубликовал на Academia.edu большую статью под названием «Казахский национальный календарь». Это основано на его многолетнем изучении и исследовании казахских календарей кочевников. Будучи потомком казахских кочевников и обученный этому отцу своим отцом, он, естественно, очень интересуется этим предметом.

Так же, как среди майя были (и остаются) люди, известные как «хранители времени», которые отслеживали различные календари майя, так же и среди казахских кочевников были люди, известные как «Есепши», которые были специалистами по хронометражу. Часть 1, раздел 1, статьи Калдархана представляет этих Есепши и их несколько гибкую концепцию «Амал» используется для определения различных временных периодов. Это приводит к краткому обсуждению концепции месячного соединения Луны и звездного скопления Плеяды как основы основного календаря кочевников, называемого «Тогыс есеби» (который рассматривается гораздо более подробно в части 3).

Часть 1, раздел 2 статьи Калдархана описывает различные системы календаря казахских кочевников, из которых существует девять типов, включая 11-летний лунно-звездный календарь и 11-летний лунно-синодический календарь, которые отличаются от Тогыс есеби.

Во второй части обсуждается цикл из 12 животных народов Центральной Азии, который значительно отличается от более знакомого цикла из 12 животных в китайском календаре.

Часть 3 является подробным объяснением Тогыс есеби, единственного известного полностью разработанного календаря, который основан на соединении Луны и звездного скопления Плеяды, соединение, которое происходит один раз в каждом звездном месяце, порождая календарь лет, которые сезонное. Космология казахских кочевников была докоперниканской, и они не использовали наши современные астрономические концепции для описания своего космоса.

Вместо этого у них были мифы и легенды, которые послужили основой для популярного понимания космологического времени. Часть 3 начинается с одной такой легенды –  «Четырнадцати разбойников». После этого автор дает более «научное» объяснение того, как развивались кочевники и использовал календарь Тогыс есеби, основанный на трех «ключах к правильному пониманию» и девяти «принципах», а затем на пяти «загадках», предлагающих направления дальнейших исследований по этому вопросу.

Статья содержит 53 (81) страницы и включает в себя 9 (21) таблиц, 11 (19) рисунков и более 100 (128) ссылок, и является единственным полным, авторитетным отчетом о казахских календарях кочевников и, в частности, о Тогыс есеби, который в настоящее время доступен на английском языке.

С уважением, Питер Мейер

Источник: http://calndr-l.10958.n7.nabble.com/Article-quot-Kazakh-National-Calendar-quot-td19395.html

Скачать материал: Казахский Национальный Календарь. К. Камбар
Связаться с автором: k_kambar.30.12.1963@mail.ru

Более короткое объяснение Тогыс есеби.
Другие работы автора.

 

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *