Кушаны – Страна Лунного Рода

Поделиться:


I — Предистория
II – От Великих Юэчжей до Кушан
III — Кушаны – Центр Мира
IV – Упадок Кушан
Заключение: Значение Кушан для Человечества  

I — Предистория

Земля Ариев и Страна Маргуш
Общепринято считать, что Европа и Ближний Восток, это первоисточники человеческой цивилизации, ну и ещё Индия с Китаем. На других континентах, то же были свои очаги цивилизации, со своей уникальной историей, которые были уничтожены, в ходе Колониальных Захватов XV – XX вв. Цивилизационные очаги Индии и Китая, так же были на грани уничтожения, но, всё же, выстояли. Однако, если посмотреть непредвзято, без Европоцентризма и других подобных суеверий, суть которых в  монополизации исторических процессов определёнными избранными регионами, то мы увидим и другие очаги цивилизации в Евразии, которые в древности играли гораздо большое значение, чем то, которое им сегодня приписывается, или, скорее, коего их искусственно сегодня лишает современная научная номенклатура. Некоторые учёные поняли это и стали пересматривать взгляд на мировую историю, но им сопротивляется закостенелая догматическая система, не желающая меняться.

Особенно, это касается истории Внутренней Евразии — региона ограниченного, с запада, Каспийским морем; с севера, лесами Сибири; с востока, горами Саяно-Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Ала-Тау, Тянь-Шаня, Памира, Кунь-Луня; с юга Копетдагом, Амурдарьёй и Гиндукушем. На этом обширном пространстве, вероятно, и были расположены  Арата шумер и Арьяна Ваэджо персов. Около 5000 лет назад, в этом регионе возникли два очага цивилизации. Один, был открыт и исследован учёным Сарианиди, в Туркменистане  – это страна земледельцев Маргуш. Другой, был открыт и исследован учёным Зайбертом, в Северном Казахстане — это поселение коневодов Ботай.  Эти, два очага, общечеловеческой цивилизации, сыграли ключевую роль, в её формировании и развитии. С древнейших времён, существовало взаимодействие культур Маргуша и Ботая – земледельцев и коневодов Внутренней Евразии. Конечно, не обходилось и без конфликтов, но, в целом, в первую очередь, это было взаимовыгодное сотрудничество и слияние, породившие уникальную культуру Центральной Азии. Внутренняя Евразия была не обочиной, а эпицентром Цивилизации, не вместилищем варваров, а источником инноваций и культурного развития человечества, со времён Энеолита.

Территория культуры Маргуш (район современного города Мары, в Туркмении), которая берёт своё начало в VII тыс. до НЭ, вполне могла быть прародиной Шумер и создателей древнейшей культуры Инда (Хараппа и Мохе-Джадаро). Отсюда исходят корни древних земледельческих культур: Средней Азии и Восточного Туркестана, Афганистана и Восточного Ирана. Культура Маргуш принесёт ещё множество сенсационных открытий, если начнутся её масштабные исследования и археологические раскопки. Главный факт, уже, очевиден — здесь был древний очаг цивилизации, ни чем, не уступавший: Египту, Месопотамии, Индии, Китаю, Криту, Передней Азии. Именно здесь, проходили древние торговые пути, соединявшие Месопотамию и Индию, в III тыс. до НЭ.

Культуре коневодов Ботая (IV тыс. до НЭ),  человечество обязано прорывом, связанным с ролью лошади, которую , сегодня, можно сравнить с ролью самых передовых транспортных и информационных технологий. Именно, использование лошади стало, для человечества, первой, самой передовой, транспортно-информационной технологией, которая была вне конкуренции, вплоть до XV века, когда пальму первенства перехватило мореплаванье, да и то, только потому, что, во Внутренней Евроазии, начался хаос. А в древности, во II тыс. до НЭ, отсюда разошлись племена арийцев. Именно, на севере Внутренней Азии найдены самые древние разработки: меди, бронзы, железа; обнаружены древнейшие: курганы, колесницы, плавильные печи, ковры, и, даже, штаны.

В бронзовом веке, примерно, 4000 лет назад, на севре этого региона, между Уралом и Алтаем, сформировалось племенное объединение (андроновская, афанасьевская, окунёвская, карасуйская археологические культуры), оно основывалось на множестве родовых укреплённых поселений, которые обрабатывали, прилегающие, к ним, земли; растили злаки, пасли скот, выращивали коней, охотились, использовали повозки и боевые колесницы. Когда окружающая территория, истощалась, они переселялись, и строили поселение, в новом, девственном месте. Такая экономика бала очень эффективной, с точки зрения прироста населения и качества жизни, но это привело, к тому, что земли стало не хватать. Начались войны и конфликты. К тому же, поменялся климат, стал более сухим (аридизиция).  Поэтому, в середине II тыс. до НЭ, произошло первое, в человеческой истории, массовое переселение народов, в ходе, которого, племена, с севера Внутренней Евразии, освоили все Евразийские степи, добрались до Англии (предки Кельтов) и Японии (предки Айнов), Скандинавии (предки Германцев) и Ближнего Востока (Хеты), Греции (Ахейцы) и Китая (династия Чжоу). Это был процесс, не только вооружённых завоеваний и боевых колесниц, но, прежде всего, культурно-духовной экспансии. Все, известные нам, религии, своими корнями, уходят в эту эпоху, когда духовное мировоззрение коневодов Внутренней Евразии, хранившееся устной традицией, стало перениматься покорёнными оседлыми народами, записываться и превращаться в вероучения, и религиозные системы.

 

Конфедерация Сако-Скифов

Пожалуй, самым ярким примером, исторического процесса заимствования духовной культуры оседлыми народами у коневодческих народов, является переселение ариев, в Иран и Индию. О том, как это происходило, мы можем узнать из, дошедших до нас, священных текстов: зороастрийской Авесты, Вед брахманизма и буддистского Канона. Исследуя их мы, узнаём, что, во второй половине II тыс. до НЭ, на севере Внутренней Евразии, сформировалось три враждующих племенных союза ариев, с одинаковой материальной и духовной культурой. Один из них мигрировал в Иран, где дал толчок созданию Зороастризма, другой, переселился на Индийский полуостров и положил начало Брахманизму, третий остался в исконных землях и, через цивилизационную трансформацию (переход к системе сезонных перекочёвок), дал начало новой культуре конных наездников железного века, которые, в VIII в. до НЭ,  создали конфедерацию племён Сако-Скифского круга, от Дуная до Корейского полуострова. Подтверждение, тому, знаменитая скифская триада: конская сбруя, оружие и звериный стиль — которая, как непременный элемент курганных захоронений, того периода, покрыла собой всё это пространство.

Сако-Скифская конфедерация состояла, главным образом, из двух биполярных прото-государственных систем. На запада – Скифы (на территории современной Украины) и Сарматы (обитали между Доном и Центральным Казахстаном), на востоке – Саки (Саяно-Алтай, Восточный Казахстан, Сары Арка, Семиречье) и Юэчжи – Тохары ( Джунгария, Восточный Туркестан, Ганьсу). В этом смысле, интересно, что Юэчжи означает, на древнекитайском — «Лунный Род». Отсюда напрашивается, что Саки, по-китайски «Сэ», были Солнечным Родом. Так же, на двойственное деление Сако-Скифов, наталкивает и сходство археологических культур Скифов и Саков, с одной стороны, и Сарматов с Тохарами, с другой стороны. Можно допустить, что Скифы были западным Солнечным Родом, а Сарматы западным Лунным Родом. Судя по всему, подобным образом, сосуществовали и Сюнну (Западная Монголия) с их восточными соседями — Дуньху (Восточная Монголия), которые, так же, входили в Сако-Скифскую конфедерацию; но они были расаво более монголойдными; в то время как, Скифы и Сарматы были европеойдами; а Саки с Юэчжами были европеойдами, но с незначительной монголойдной примесью. Массагеты и Дахи (обитали к востоку, от Каспийского моря и вокруг Аральского моря), скорее всего, были восточным крылом сарматов. Позднее, подобная биполярная тройственная система, стала повторятся, во всех, последующих, крупных, государственных  объединениях номадов.  На каком языке говорили Сако-Скифы сказать трудно. Геродот говорил, что у них было много языков и разговаривали они друг с другом через переводчиков. Сако-скифская конфедерация объединяла племена и общины: говорившие на разных языках, имевшие разные расовые типы, этнического самосознания ещё не было. Основой их единство была общность: мировоззрения, духовной и материальной культуры.

Сако-Скифская конфедерация оказала огромное влияние на человеческую цивилизацию, по всей Евразии и, даже, в Африке. Сако-скифы положили начало: конному всадничеству, железному веку, культуре номадов Евразии; их звериный стиль повлиял на творчество народов всей Евразии, штаны стали элементом одежды всех жителей земли, скифский мудрец Анахарсис вошёл в число 7 величайших философов древней Греции; их духовная культура дала начало Тэнгрианству, Синтоизму, и, судя по всему, Буддизму. «Отец истории» Геродот, назвал Сако-Скифов «спараведливейшими и благороднейшими из людей». Почти 3000 лет назад, у них было, нечто вроде, гендерного равенства (женщины воевали и правили), не было системы рабства, они создали подобие общества социального равенства (все имели равные права и обязанности), у них была своеобразная демократия (общее собрание выбирало правителя и могло его сместить). Сако-Скифы смогли, успешно, объединить в прото-государственное образование носителей различных: этносов, культур, верований, родов хозяйственной деятельности (номады, земледельцы, горожане, охотники-собиратели); за редким исключением, практически, не вели агрессивных захватнических войн, при этом, дважды, нанесли поражение мощнейшей, на тот момент, Персидской Империи, пытавшейся их покорить.

Если рассматривать культуру номадов, как один из очагов мировой цивилизации, то, нужно признать, что, именно, 500 лет существования Сако-Скифской конфедерации, были пиком развития этой уникальной цивилизационной культуры, чья роль, в истории, обычно, умалчивается и умоляется. Сако-Скифы были геополитической Супер-силой, обладавшей самыми передовыми: средствами коммуникации, технологиями обработки металлов, оружием, военным искусством, идеологией, культурой, искусством. То, что они избегали: оседлого образа жизни, городов, письменности – говорит, не об их отсталости, но об осознанном мировоззренческом выборе, в сторону сохранения экологического баланса и развития внутреннего, а не внешнего. И это было не просто их прихотью, но единственно возможным способом выживания и развития в суровых условиях степных и горных ландшафтов Евразии.

В III в. до НЭ, спустя пол тысячелетия мирного сосуществования, Сарматы напали на Скифов и покорили их. Парны (одно из племён Массагетов – Дахов), немного позднее, вторглись, в область, на Юго-Западе, от Каспийского Моря, и создали Парфянское Царство. Во второй половине II в. до НЭ, Шаньюй Сюнну — Модэ, объединив племена, на всей территории Монголии, смог заставить Китай платить ему дань и, в начале, покорил, а потом изгнал Юэчжей — Тохаров. Так произошёл распад Конфедерации Сако-Скифов. Причина его была, вероятно, в климатических изменениях – новой волне аридизации Евразийской степи, а так же, в идеологическом сломе. Среди кочевой элиты появилась жажда обогащения, и тяга к, более, деспотичному типу правления, что подтолкнуло их, к агрессивным действиям, нарушившим баланс сил, позволявшему, 500 лет, обеспечивать, относительно мирное процветание Сако-Скифской Конфедерации, которая, всё это время, практически, не вела захватнических войн.

Для справедливости, нужно заметить, что началом конца, пожалуй, стала политика царя скифов Атея. Он, в IV в. до НЭ, ввёл, что-то на подобие, деспотической власти и начал агрессивную политику, по отношению, к западным соседям Скифов — фракийцам и греческим Полисам. Это привело к столкновению с, набиравшим силу, Македонским Царством. В итоге, Атей погиб, в битве с Филиппом II – отцом Александра Македонского. После этого, скифы не переставали вмешиваться в войны Эллинистических государств, в Северном Причерноморье, что истощало их силы. Это стало одной из причин того, что они, не смогли отразить натиск Сарматов, решивших воспользоваться сложным положением своих западных соседей, бывших, в течении 500 лет, их союзниками — конфедератами. В этом смысле, Модэ был Атеем Сюнну, но он оказался гораздо более успешным завоевателем, что обернулось окончательным крахом, для Сако-Скифской Конфедерации. Но, благодаря этому, запустились исторические процессы, внёсшие огромный вклад в развитие человеческой цивилизации.

 

Будда Шакьямуни – Пробуждённый Сакский Святой

Мировоззрение Сако-Скифов, российский востоковед Григорьев, в XIX в., назвал доисторическим буддизмом и утверждал, что основатель Буддизма – Будда Шакьямуни (Пробуждённый Сакский Святой) был из рода Сако-Скифов. У него были единомышленники, в то время, но большинство учёных отрицали и продолжают отрицать эту гипотезу. Однако, если мы посмотрим на описание жизни Будды, то нам придётся признать, что у этой гипотезы есть некоторые косвенные доказательства. Сиддхартхе (имя данное Будде при рождении), пред женитьбой, пришлось пройти испытание и доказать своё превосходство в: скачках, борьбе, стрельбе из лука, поднятии тяжестей. Эти состязания, и сегодня, являются типичным набором игр кочевников Евразии. Затем, после женитьбы, он получил, от отца-царя, три дворца, в которые он переезжал, в зависимости от времени года. Это, так же, идентично образу жизни номадов Евразии. Когда отец, не дал согласие Сиддхартхе, на уход, из дома, он бежал, на чудесном небесном скакуне, который умер, от тоски, по своему хозяину, после того как Сиддхартха ушёл, отшельником, в горные леса. Этот эпизод, созвучен с важным элементом эпосов и легенд коневодческих народов, повествующих о взаимосвязи главного героя – богатыря (Сиддхартха, кстати, был богатырского телосложения) с его летающим конём – аргамаком. Когда Будда стал Учителем и основал общину – сангху, для монахов были установлены строгие правила — не иметь ни чего, кроме самого необходимого; не жить на одном месте; уважать родителей, и старших; соблюдать гостеприимство, и заботиться о молодых монахах. Снова, налицо схожесть, с традициями и обычаями коневодческих народов  Евразии. Буддистские священные тексты, по началу, хранились и передавались исключительно устно, по сути, представляли собой эпические памятники, что, то же, роднит Учение Будды с эпической культурой номадов.

Когда Будда только обрёл Просветление, под Деревом Бодхи, в Северо-Восточной Индии, первыми, кто его посетили и почтили, были два купца из Бактрии – страны Маргуш, упомянутой выше, имевшей тесные связи с коневодами Внутренней Евразии. Будда, по их просьбе, передал им, в качестве объекта поклонения, свои, остриженные, ногти и волосы и завещал построить над ними Ступу – Курган. Остатки остриженных волос и ногтей находили в Сако-Скифских курганах, и, вплоть до наших дней, у номадов Евразии было принято не выбрасывать, свои, остриженные, волосы и ногти. Буддистские ступы, по сути, являются модификацией курганов и так же, как у Сако-Скифов, считаются буддистами самыми священными рукотворными объектами почитания и поклонения, возводимыми в особенных местах. К тому же, название рода Будды – «Шакья» или «Сакья» созвучно «Сака» или «Шака» — наименованию Сако-Скифов, у персов и индийцев. И, наконец, согласно буддисткой литературе, Будда был из арийского солнечного рода, пришедшего с севера.

 

II — От Великих Юэчжи к Кушанам
   Сюнну, Тохары, Хань и Великий Шёлковый Путь

Сюнну или Хунну – предки знаменитых Гуннов, сыграли роковую роль, в судьбе Сако-Скифской конфедерации племён. Их первое появление, в Западной Монголии, в конце IX в. до НЭ, спровоцировало миграцию, части Сако-Скифов, на запад, что привело, к покорению и вытеснению ими Киммерийцев, с территории Украины, а так же междуречья Дона и Волги, и их походу, на Ближний Восток, где они властвовали, около 100 лет, (конец VIII в. до НЭ – начало VI в. до НЭ). В результате чего, пали Урарту и Ассирия, возвысилась Мидия, из которой, вскоре, возникла Персидская Империя. Сако-Скифам пришлось вернуться в свои исконные земли и после этого они сотни лет не вели внешней агрессивной политики. Сюнну, в итоги, всё же, инкорпорировались в Сако-Скифский круг племён. В III в. до НЭ, они создали мощный союз племён от Алтая до Манчжурии при Шаньюе Модэ, который, своим отцом Тоуманем, был отдан в заложники Юэчжи, бежал и сверг своего отца. Юэчжи – Тохары, в VII в. до НЭ, создали процветающее прото-государственное объединение, в которое входили коневоды Джунгарии и Ганьсу, а так же земледельцы и горожане Восточного Туркестана. Это объединение, входило в Сако-Скифскую Конфедирацию и поставляло нефрит, в Китайскую Империю Цинь. Сюнну многому  у них научились, окрепли и, как было сказано выше, во II в. до НЭ, изгнали их, на запад. Юэчжи переселились, в Семиречье и на Тянь-Шань, откуда вытеснили Саков, которые уши на Памир. Но и здесь, им не дали обосноваться. Сюнну направили, на них, родственных им, Усуней, которые, в начала II в. до НЭ, выступили против Юэчжей, которым они подчинялись, потерпели от них поражение и откочевали к Сюнну. В это раз, при поддержке Сюнну, Усуни победили и оттеснили Юэчжей дальше, на запад и, через несколько лет, создали, в Семиречье и на Тянь-Шане, сильное, самостоятельное, государственное объединение.

Юэчжи пошли, дальше, на юго-запад, между державами Давань (Ферганская Долина) и Кангюй (в районе нынешних Ташкента, Чимкента, Тараза, Таласа), которое, вероятно, было, ранее, в сфере влияния, ушедших, в Иран, Парнов. Таким образом, Тохары вторглись, в Греко-Бактрию, но были остановлены, царём Евкратидом , признали его сюзеренитет и обосновались, на правом берегу Сырдарьи, севернее современного г. Худжанд. Именно, здесь застаёт Тохаров, во второй половине II в. до НЭ, Чжан Цянь — посол и разведчик Китайского императора династии Хань – У-ди.

Чжан Цянь называет их Большие или Великие Юэчжи, отличая от Малых Юэчжей – незначительной их части, оставшейся в Восточном Туркестане. Он предлагает им заключить союз против Сюнну, но Тохары отклоняют это предложение. Таким образом, Чжан Цянь не достигает цели своей миссии, ради которой предпринял долгое и опасное путешествие, которое чуть не стоило ему жизни. Но, зато, он привёз, в Китай, исключительно ценные сведения о странах Центральной Азии, благодаря, которым династия У-ди, установил, постоянные, дипломатические и торговые, связи, с державами: Усунь, Давань (Ферганская Долина), Великими Юэчжами и Греко-Бактрией; отправил посольство, в Парфию. Сегодня, именно, этот эпизод истории, считается официальным началом Великого Шёлкового Пути.

В конце II в. до НЭ, У-ди направил два похода, на Давань, в результате которых, хоть, китайская армия и понесла очень большие потери, но Давань признала сюзеренитет У-ди, и отправила ему: саженцы винограда, семена люцерны и, главное, элитных коней, ради которых и были осуществлены эти походы. Это привело к реформе китайских войск, в которые была введена современная, на тот момент, конница, что позволило Китаю, в союзе с Усунями, в I в. до НЭ, не только победить Сюнну, но заставить их признать свой сюзеренитет. Окончательно Сюнну были рассеяны, во II в. НЭ. Какая то их часть, вероятно, стали предками Гуннов, сотрясших Европу, и Эфталитов – Белых Гунов, потрясших Северную Индию. Но это было, позже, во времена Великого Переселения Народов, в V в. НЭ, в результате, которого пала Западная Римская Империя и началась эра средневековья. Однако, кто знает, как бы развивалось история человечества, не отправь, император У-ди, своего посла Чжан Цяня, к Великим Юэчжи, за 600 лет, до краха «Вечного Города» — Рима.

 

Восход Страны Лунного Рода

В самом начале, I в. до НЭ, Тохары, без войны, подчиняют, своей власти, Северную Бактрию (область, нынешних: Термеза, Байсуна, Джизака, Худжанда, Душанбе, Куляба). Это становиться возможным, благодаря их сильной и твёрдой, миролюбивой, политике, по объединению страны, распавшейся на мелкие владения, после смерти царя Евкратида. Сказалось и то что, с запада, нависала угроза, со стороны Парфянского Царства, которое, в то время, при царе Митридате II, расширилось до Месопотамии и стало очень могущественным. Великие Юэчжи продемонстрировали высокий уровень дипломатии. Они заняли земли, пригодные для кочевого образа жизни, ни как, не ущемляя сельское и городское население; взяли под защиту всю Северную Бактрию, и, особенно, артерию Великого Шёлкового Пути, проходившего по её территории. Вдоль неё они учредили пять княжеств – сихоу, которые следили за безопасностью караванов и обеспечением их всем необходимым. Всё это способствовало единству и процветанию Северной Бактрии. Произошло взимно-обогащающе слияние культур эллинов и оседлых жителей Центральной Азии с номадами. Похожие процессы шли в Парфянском Царстве, но там это происходило на фоне нескончаемых войн и конфликтов. Парны не были столь искусны в дипломатии. В начале, они не могли найти общий язык с местным населением, а потом с Римской Империей и Арменией, с которыми переодически воевали. В этом смысле, пример Великих Юэчжей уникален. Им удалось, без войн и насилия, создать большую мощную полноценную державу – Страну Лунного Рода, с тысячей городов и около полтора миллиона жителей.

Скорее всего, это стало возможно, благодаря тому, что Тохары равно и справедливо относились, ко всем народностям, перенимая и поддерживая всё лучшее, в их искусстве и культуре; а так же дружелюбно относились ко всем религиям — буддизму, зороастризму, местным культам — маздеизму, эллинским верованиям, индуизму). Такое отношение было характерно для номадов, воспринимавших все религии, как дары Вечного Синего Неба — Тенгри, во благо Человечества. Это мировоззрение позволяло Великим Юэчжи, сохраняя свою религию, близкую Тенгрианству, принимать Учение Будды, что, так же, не противоречило Буддизму. Ведь Буддизм был первой мировой религией, что означает, то, что, изначально, принимать его можно было, исключительно, по убеждению, вне зависимости от этнических и любых других различий. Такой же принцип, лежит в основе двух других, более поздних, мировых религий – Христианства и Ислама. Но в них не было такой гибкости, относительно этнических-традиционных верований, передающихся с рождения, а сегодня, с этим, и совсем трудно. Даже буддизм, в наши дни, так же, стал скатываться в язычество, т.е. в этно-религиозное самосознание. Большинство буддистов, в наши дни, исповедуют Дхарму (Учение Будды), не по убеждению, а по этнической принадлежности. Но, во время проникновения Тохаров, в Северную Бактрию, у Буддизма не было таких проблем. К тому же, Великим Юэчжам он мог быть близок, по причинам, перечисленным, в начале этого текста, связанным с тем, что Учение Будды вышло из Мировоззрения Сако-Скифов, которое и связывало, 500 лет, всю их огромную конфедерацию племён, которая была: над-этническим, над-лингвистическим, над-расовым объединением номадов Евразии, в которое входили, и оседлые племена и народы.

 

Первый Кушанский Царь Царей

В начале, I в. НЭ, князь – сихоу — ягбу Большого Юэчжи, из рода асиев, Куджула Кадфиз подчинил своей власти, всю, Северную Бактрию. Его родовые владение именовалось Кушан, и располагалось западнее, нынешнего, Худженда. После того, как он стал царём, вся Страна Лунного Рода взяла самоназвание Кушан, которое позволило объединить всех жителей Страны Лунного Рода в одной общей идентичности, не смотря на все их культурные, этнические и религиозные различия. Слово «Кушан» происходит от имени реки Сырдарьи, на которой  была исконная вотчина Тохар — Юэчжей, в Северной Бактрии. Что интересно, и сегодня, в Южном Казахстане, рядом с Сырдарьёй, существуют населённые пункты, в названии которых, есть корень «Куш» (Куш-Ата, Укуш-Ата). При этом, территория Бактрии, со средних веков, именуется Тохаристан, т. к. : римляне, индийцы, тибетцы —  называли Кушан Тохарами.

В середине I в., Куджула Кадфиз наносит поражение, одному из претендентов на Парфянское Царство, который хотел вторгнуться в Северную Бактрию. В это время, Парфия находится в состоянии междоусобицы. Царь Кушан демонстрирует чудеса дипломатии и заключает союз с царём Восточного Афганистана, из греко-бактрийской династии, Гермеем. При этом, Куджула Кадфиз признаёт его своим сюзереном. Они, совместными усилиями, объединяют весь Афганистан и делают его независимым, от власти Парфии, которой он подчинялся. Затем, после смерти Гермея, Афганистан мирно присоединяется к Кушанскому Царству. После этого, Куджула Кадфиз победил Саков и завоевал, находившиеся в их подчинении, Гандхару, Бадахшан, Южный Пакистан, Кашмир и Пенджаб. Тут, уже, не обошлось без кровопролития, но не было ни каких излишних жестокостей и разрушений. При Куджуле Кадфизе, все эти земли, достигают, лишь, ещё большего процветания.  Памирское Плато – Крыша Мира, судя, по множеству крепостей, возведённых Кушанами, в Бадахшане, оставалось непокорённым. В это время, Кушаны отправляют свои посольства и в дальние страны. Посольство Бактрийцев – Кушан, изображённое на колонне Римского Императора Траяна, датируемой 99 годом, было отправлено, как раз, Куджулой Кадфизом. Он правил Кушанским Царством, около 60 лет. Редкий, в истории, пример, столь долголетнего и успешного правления. В конце I в. НЭ, Куджула Кадфиз ушёл в мир иной, в возрасте около 80 лет.

 

Кушаны – родоначальники Махаяны

Вероятно, множество мирных побед Куджулы Кадфиса, стали возможны благодаря тому, что он стал буддистом. Свидетельством тому, является надпись, на монете, того времени, которая гласит, в переводе с кхарошти: «Кушанского Ягбу Кадфиза Слуги Истинной Дхармы». Именно, так она правильно переводится. Понятие «Истинная Дхарма», это чисто буддистский термин, означающий Учение Будды. Этот термин, чаще, встречается, в Махаяне. Это направление буддизма, где идеалом является следование Пути Бодхисаттвы, который заключается — в сострадании, самоотверженном служении ближним, безграничном самопожертвовании; неустанной помощи другим, в достижении состояния Будды. Конечная цель бодхисаттвы стать Буддой т.е. достигнуть высшей ступени духовной эволюции, вместе со всеми живыми существами. Именно, в Кушанском Царстве, Махаяна стала главным направлением буддизма, в то время, как, до этого, в Индии, преобладало направление, нацеленное на личное духовное спасение — выход из круговорота страданий и перерождений, которое называется Хинаяна, или Тхеравада, по названию, единственной, сохранившейся, сегодня, школы, этого направления буддизма.

Однако это не значит, что Махаяна была создана в Кушанском Царстве. Ещё, во времена Будды, его Учение проникло в Бактрию и Афганистан, благодаря его первым ученикам – бактрийским купцам, почтившим его, у Дерева Бодхи . Один из них стал монахом и построил, в Балхе (нынешний Мазари-Шариф), Ступу, в которую заложил 8 волос Будды. А, уже, в IV в. до НЭ, в Хадде, радом, с, нынешним Афганским городом Джалалабадом, был возведён буддистский монастырь Нагара Вихара, в котором хранилась величайшая буддистская реликвия Ушниша — не сгоревшая, в погребальном костре, теменная кость Будды Шакьямуни. Этот монастырь был основан Махасангхиками – представителями первой школы Махаяны. Ещё, с тех пор, это направление буддизма, стало превалировать в Восточном Афганистане и на севере нынешнего Пакистана (Гандхара).

В Кушанском Царстве, Махаяна нашла благодатную почву. Идеал бодхисаттвы очень близок духовным представлениям Сако-Скифов, из которых вышли Тохары. У античных авторов есть рассказы о скифах, которые демонстрировали героическое самопожертвование. Один из них, повествует о скифе, который отдал свои глаза, что бы выкупить побратима из плена, а когда его друг получал свободу, он, то же, ослепил себя, чтобы не страдать, от осознания того, что, из-за него, его побратим лишился зрения. В другом рассказе, скиф выносит, из загоревшегося шатра, в первую очередь, не своих детей, а своего побратима. В ещё одной истории, сак, жертвуя собой, заводит персидское войско в пустыню, что бы спасти свой народ от гибели. Эти подвиги идентичны деяниям бодхисаттвы. А Сако-Скифский феномен побратимства перекликается, с одним из главных качеств бодхисаттвы – дружелюбием, или майтри, на санскрите. Самые ранние, найденные, записанные, Махаянские сутры (проповеди Будды) значительно древнее, известных, сегодня, самых ранних, письменных копий сутр Тхеравады. Как сказано выше, изначально, буддистские сутры хранились в устной традиции, подобно эпосам номадов. Нужно сказать, что сутры Махаяны, в отличии от сутр Тхеравады, намного больше похожи на эпосы кочевых народов. Кстати говоря, основополагающая Махаянская сутра называется «Сатдхарма Пундарика Сутра», что можно перевести как: «Сутра Святого Лотоса Истинной Дхармы». Может эта сутра и имелась ввиду, в легенде монет Куджулы Кадфиза, где он именуется «Слугой Истинной Дхармы». Ещё, в Буддизме, есть канонические тексты – джатаки, в которых повествуется о деяниях Будды, в его прошлых перерождениях, когда он, следуя по пути бодхисаттвы, рождался, в том числе, и в облике различных животных. Тут напрашивается параллель со Сако-Скифским звериным стилем. Триада Сако-Скифской археологической культуры (конская сбруя, оружие, звериный стиль), характерна и для курганов Тохаров — Юэчжей, в Бактрии. Учитывая, всё выше сказанное, не удивительно, что буддизм Махаяны нашёл отклик в сердцах Кушанского Царя и его единоплеменников. Среди греков, бактрийцев и гадхарцев буддизм Махаяны, в то время, был широко распространён, и был воспринят тохарами, как близкий и понятный им. Гермей, так же был, последователем Махаяны, судя по тому, что он чеканил монеты, на которых, со одной стороны, было его изображение и надпись: «Царя Гермея Спасителя», а с другой, изображение Геракла и надпись: «Кушанского Ягбу Кадфиза Слуги Истинной Дхармы». Слово «Спаситель» — по-гречески «Сотер», на монетах Гермея и Куджулы Кадфиза, может быть греческим эквивалентом буддистского санскритского термина «бодхисаттва».  Из этого можно вывести, что Геракл, уже тогда  был признан воплощением бодхисаттвы или божественного защитником Дхармы. Такой подход был обычным делом, для Махаяны. Когда буддизм Махаяны был воспринят народами: Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Тибета, Японии – все небожители, божества и герои местных верований стали почитаться, как бодхисаттвы и защитники Дхармы. Известно, что позднее, согласно историческим свидетельствам, Геракл, действительно, почитался, как защитник Дхармы.

 

Буддизм — из Страны Лунного Рода в Китай

Есть свидетельства первого проникновения Буддизма, в Китай, ещё, в III в. до НЭ. Тогда, Великий Царь Индии Ашока во все, известные ему, страны отправил посольства, с Вестью о Мире и Ненасилии, которые, чаще всего, были делегациями буддистских монахов, преподносившими, в дар, правителям, окружающих стран, Шариру – мощи тела Будды Шакьямуни. В том числе, и в Китае была найдена Ступа, с Шарирой Будды, датируемая этим временем. Но, судя по всему, тогда буддизм, в Китае, не закрепился, потому что связь с Индией была очень слабой и буддистские монахи не странствовали дальше Индийского полуострова и Бактрии. Всё поменялось, с появлением Кушанского Царства. Связь с Китаем наладилась и буддистские монахи, из Страны Лунного Рода, всё в больших количествах, стали прибывать в Серединную Империю. В 65 г., Китайский император Мин Ди признал буддизм, официальной религией Серединного Государства. По легенде, ему приснился Будда, в образе летающего золотого человека. Придворные мудрецы истолковывая этот сон, посоветовали ему, построить буддистский храм, в столице Китая. В Страну Лунного Рода – Юэчжи – Кушанское Царство было отправлено специальное посольство, которое привезло, в Китай, буддистские сутры и статую Будды, на белой лошади. Был построен первый буддистский храм, в столице Поднебесной – Лояне, который назывался Храм Белой Лошади – Байма сы. Его первым настоятелем был достопочтенный Кашьяпа Матанга, а затем, его друг, достопочтенный Дхармаратна. Оба они были из Центральной Индии, но представляли миссию Кушанского Царства, т.е. Куджулы Кадфиза, «Слуги Истинной Дхармы», «Великого Спасителя».

 

Возможная связь Иисуса и Кушан

Как выше говорилось, на разных вариантах монет Гермея и Куджалы Кадфиза, в греческой легенде они названы Спасителями: «Сотер» (с одной стороны, на монетах, всегда, была греческая легенда, а с другой индийская, или бактрийская). Куджула Кадфиз, именуется, даже: «Сотер Мегас» — Великий Спаситель.  Это, действительно, вполне может быть греческим аналогом буддистских терминов на санскрите: «Бодхисаттва» и «Махабодхисаттва» (Маха — Великий). То, что на этих монетах нет изображения Будды, не может быть доказательством обратного. Вполне возможно, что, изначально, буддисты были против, что бы Просветлённого Учителя Будду изображали на деньгах. Да и сегодня, такое мало кому бы понравилось, из верующих буддистов.

Но, самое интересное, в том, что первые христиане, именовали Иисуса, на греческом, так же: «Сотер» — Спаситель. Этот факт наталкивает на возможную связь с Иисуса и Кушан. Тем более, что, сегодня, даже учёные допускают, что, в юности, Иисус мог проделать путешествие в Индию, познакомиться, там, с буддизмом и, на его основе, создать своё Учение. Если это так, то Иисус, около 10 года НЭ, мог,  достигнуть Индии, с купцами, скорее всего морским путём, через Красное и Аравийское Моря. В то время, эта дорога была самой надёжной и наиболее используемой трассой, связывавшей Рим и Индию, так, как сухопутная дорога была перекрыта, враждебной, Парфией. Наиболее подходящим местом, высадки на землю Индии, для Иисуса, был самый оживлённый порт Бхарукачкха, расположенный, в современном индийском штате Гуджарат, на берегу Камбейского залива. После этого он, наверняка, отправился дальше, по Великому Шёлковому Пути, в Гандхару, где поступил в университет Таксилы, который был древнейшим и крупнейшим центром учёности мирового масштаба. Здесь, у него была прекрасная возможность обучаться на греческом языке, который он наверняка знал, и изучать всё многообразие: индийской, греческой, буддисткой философии; а так же, известные тогда научные знания. Навряд ли, его стали бы учить, чему ни будь, индуистские священники — брахманы, потому что, он не был индийцем от рождения. А согласно индуизму, только уроженцы касты брахманов имеют право на высшее знание. Обучаться у каких либо альтернативных индийских учителей Иисус мог, но тут проблема в том, что он не знал ни каких индийских языков. А Таксила, со времён Александра Македонского, была частью эллинистического мира. Возможно, там жили и носители родного для Иисуса арамейского языка. Ведь, в Кандагаре, на юге Афганистана, ещё в III в. до НЭ, были выбиты, в камне, эдикты царя Ашоки, на индийском и арамейском языках. Пока Иисус учился в Таксиле, в Северной Бактрии, к власти пришёл Куджула Кадфиз и начал основывать  буддистские монастыри, на юге своих владений. По завершении обучения, на обратном пути, в Палестину, Иисус должен был пройти через эти монастыри, которые, исходя из сказанного ранее, были Махаянскими. Пребывание в этих монастырях, наверняка, повлияло на окончательное формирование мировоззрения Иисуса, ведь его Учение имеет множество параллелей с Махаяной и, особенно, с Лотосовой Сутрой (Сатдхарма Пундарика Сутра). Иисус мог, надолго, задержаться в  монастыре Фаязтепе, близ нынешнего г. Термез (Южный Узбекистан), где его могло соблазнить путешествие в Давань, Восточный Туркестан и Китай, тем более что, он мог, там встретить монахов, направляющихся в ту сторону, или, даже, двигаться, вместе с ними, из Таксилы, в одном караване. В Восточный Туркестан, буддизм проник, ещё, в III в. до НЭ. Как известно, Иисус, всё-таки, принял решение вернуться на Родину, по сухопутному пути, что бы проповедовать Учение, в котором, любой, практикующий буддист Махаяны найдёт много общего, да, и самого Иисуса, такой буддист воспримет, как великого Бодхисаттву, пожертвовавшего собой ради спасения Человечества. Другой вопрос, что Учение Христа, позже, извращалось и использовалось в античеловеческих целях, но это и сам Иисус предсказывал, да и во всех других религиях были и есть такого рода проблемы. Исходя их гипотезы Путешествия Иисуса в Индию и Бактрию, возникает вопрос — появилось бы, или нет Христианство, и как бы сложилась, дальнейшая мировая История, не построй «Великий Спаситель» — «Кушанский Ягбу Кадфиз Слуга Истинной Дхармы» — Куджула Махаянские монастыри, по дороге, из Таксилы в Мерв, и не пройди, чрез них Иисус? А ведь Куджула Кадфиз был ровесником Иисуса Христа, и есть вероятность того, что они, встречались, в, том же, Фаязтепе.

 

III — Кушаны – Центр Мира
Вима Кадфиз – искусный дипломат

В конце I в. НЭ, первого царя Кушан Куджулу Кадфиза сменил, на троне, его сын Вима Кадфиз. Он продолжил политику отца, добился от Согда и, возможно, Хорезма признания его сюзеренитета и, главное подчинил Центральную Индию. Кушанское Царство стало Великой Процветающей Державой. Каджула II заключил династический брак, с Кангюй, закрепив свой сюзеренитет, над этим государством, простиравшимся от Тараза до Аральского Моря и контролировавшим Давань, и Шаш (Ташкент). Удивительным образом, Кангюй признало авторитет Кушан и мирно, без военных столкновений. Нечто подобное произошло, во II в. до НЭ, когда Великие Юэчжи терпели поражения от Сюнну и Уйсуней. Тогда, Кангюй, в союзе с Давань, могли не пропустить Великих Юэчжи в Бактрию, а вместо этого, они дали им свободно пройти. В то время, скорее всего, Тохары проявили себя, как искусные дипломаты. Они смогли, в кризисной ситуации, заключить договор с Давань и Кангюй, вместо того, что бы нападать на них, или бежать на Памир, вслед за Саками. Судя по всему, с этого момента Кангюй и Великие Юэчжи вступили в близкие союзнические взаимоотношения, в результате которых, Тохары завоевали уважение Кангюй, что и было подтверждено династическим браком Вимы Кадфиза. Этому могло способствовать и то, что в Давани правящая элита, вероятно, была из номадов, а Кангюй, не только управлялся кочевниками, но номады составляли большинство его жителей.

После заключения династического брака с Кангюй, Вима Кадфиз отправили посольство в Китай, для возобновления дипломатических и торговых связей, а так же с предложением династии Поздней Хань, выдать ему в жёны дочь императора. При этом, посол Кушанского Царства преподнёс, в дар, Китайскому Императору: львов и антилоп. То, что посольство благополучно достигло столицы Китая, свидетельствует о том, что Кушаны взяли под контроль дорогу через Алайские горы, из столицы Давань (нынешний г. Ош) в Кашгар. После того, как Великие Юэчжи подчинили Северную Бактрию, династия Хань перестала поддерживать дипломатические отношения,  как с ними, так и с Кангюй, и Давань, которая, постепенно, перестала признавать сюзеренитет Китая, а теперь, фактически, оказалось под сюзеренитетом Кушанского Царства. Это не могло ни вызвать недовольство императора Хань, к тому же он опасался, что посольство Вимы Кадфиза получило, во время своего путешествия, сведения, которые могут быть использованы, для покорения Восточного Туркестана, где власть Китая бала не прочна. Поэтому, наместник Хань, в Кашгаре, по тайному приказу Императора, убил посла Кушан, на его обратном пути. В ответ, Тохары совершили поход в Кашгар, разграбили его, и вернулись, не взяв столицы. Вероятно, это была карательная акция за убийство посла, которая была осуществлена так, чтобы, не спровоцировать войну с Китаем.

Вима Кадфиз провёл денежную реформу. При нём, начали чеканить медные, серебреные и золотые монеты, Римского стандарта, с его изображением, на лицевой стороне, и изображением Шивы на другой стороне. С лицевой стороны были легенды, по-гречески, двух типов, одна: «Царь царей Великий Спаситель» — другая, та же, но с добавлением его имени; а на обратной, стороне, на кхарошти: «Поклоняющейся Шиве». Это говорит, во-первых, о том, что у Кушанского Царства были тесные торговые связи, с Римской Империей. Во вторых, судя по легендам монет, Вима Кадфиз остался верен идеалам бодхисаттвы – Великого Спасителя и, в то же время, дипломатично показал свою почтительность индийскому божеству Шиве. Навряд-ли, Кадфиз II стал ревностным поклонником Шивы. Скорее всего, он, как носитель духовности номадов, спокойно мог почитать любое божество, воспринимая его, как проявление Вечного Синего Неба. К тому же, если он был буддистом Махаяны, то он мог поклоняться Шиве, как воплощению  бодхисаттвы, да и сам Шива входит в число буддистских Небесных Владык, под именем Великий Свободный. В любом случае, этот факт является, очередным свидетельством веротерпимости и искусной дипломатии Кушан, которые позволили им легко покорить и присоединить Центральную Индию.

 

Канишка Великий – Повелитель Супердержавы

Вначале II в., Царём Царей Кушан становится Канишка. Его имя заметно отличается от имён его деда и отца. Возможно, он сам взял это имя и оно должно иметь некое важное значение. В казахском языке есть имя Каныш, у марийцев есть слово «каныш», которое означает «отдых». Возьму на себя смелость, предположить, что Канишка, может означать «Умиротворяющий». Версию того, что он сам взял себе это имя, может косвенно подтвердить, то что он, со своего вступления на трон, начал отчёт новой эры. До этого, в Великом Юэчжи и Кушанском Царстве, отчет вёлся с начала I в. до НЭ, с момента подчинения ими Бактрии. Ни отец, ни великий дед Канишки не меняли летоисчисления. Это говорит о том, что Канишка имел большие замыслы, которые и стал активно осуществлять. Столицу царства он перенёс из Бактрии в Пурушапур — современный Пешавар (Пакистан). Был построен новый большой город, рядом с которым, возведена, самая большая, в истории человечества, Ступа – более 200 м. в высоту, и белее 90 м. в окружности. Канишка, так же, провёл денежную реформу, которая свидетельствует о том, что он, как Великий Царь Индии Ашока, поддерживал все, существовавшие, в Кушанском Царстве, религии. На его золотых и медных монетах были изображения не только Будды, но индуистских, зороастрийских, маздеистских, греческих  божеств. То, что на монетах Канишки присутствует только легенда на бактрийском языке, который сами Кушаны называли арийским, говорит о том, что Канишка сделал этот язык главным государственным языком. Таковым он оставался до конца существования Кушанского Царства и его наследников – вплоть до V века.  Бактрийская письменность была разработан, на основе греческого алфавита.

При Канишке, Кушанское Царство достигло пика своего развития. Его сюзеренитет признали: Кашгар, Куча, Хотан в Восточном Туркестана; Уджайн, Паталипутра, Орисса, Каунидиньяпур (Махараштра) в Индии. Таким образом,  Кушанское Царство раскинулось, от Аральского Моря до юга Центральной Индии и от Хорезма до Восточного Туркестана. Из китайских исторических хроник известно, что один из представителей правящего рода Кашгара, был у Канишки на содержании и воспитании. Канишка держал его при себе, в одном из трёх царских дворцов, в которые переезжал, в зависимости от времени года. В каждом из этих дворцов, был построен буддистский храм. Когда правитель Кашгара умер, Канишка отправил своего почётного заложника на родину, в сопровождении кушанских войск, и обеспечил ему, таким образом, приход к власти. То, что Канишка переносил свою ставку, в зависимости от времени года, говорит, что он сохранял традиции кочевой аристократии.

Канишка, подобно легендарному Ашоке, активно строил города, дороги, ирригационные системы. Города строились по чёткому плану, в форме подковы или прямоугольника, с шахматной планировкой улиц, с мощными крепостными стенами и боевыми башнями, с цитаделью. Великий Шёлковый Путь, как сухопутные, так и морские его участки, особенно активно действовал при Канишке, достигнув своего наивысшего расцвета.  По нему активно перемещались: товары, деньги, идеи, мировоззрения, вероучения. Это способствовало — экономическому, техническому, культурному, духовному процветанию Кушанского Царства, которое играло ключевую роль в функционировании Великого Шёлкового Пути. Кушанские монеты найдены: в Италии, Эфиопии, в России — на реке Каме, в Китае. Множество Римских монет было найдено в Кушанском Царстве. Купцы получали прибыль с перевозки и продажи товаров. В основном это были атрибуты роскоши. Из Индии везли — специи, которые доставлялись туда с Малайский островов, сахар, хлопок, ткани, фрукты, слонов и слоновую кость; из Китая — в первую очередь, шёлк, чай, лекарства, лаковую посуду; из Рима — стеклянные и ювелирные изделия, вино; с Ближнего Востока — холодное оружие; из Египта — папирус; из Центральной Азии — коней, верблюдов, шерсть, кожу, металлы, драгоценные камни; из Прикамья — драгоценные меха; из Африки – львов и других диковинных зверей, фрукты. Конечно же, возили и рабов, но, в основном, в Рим. Большая часть населения Кушанского Царства жила ремеслом, земледелием и скотоводством. Главным образом, всё держалась на труде свободных людей, общинников, у которых были свои участки земли. Правящая элита и духовенство владели большими земельными наделами, на которых работали закреплённые за ними люди, иногда, рабы, но, чаще всего, лично свободные крестьяне. Государство функционировало с налогов и торговых пошлин. Духовенство и правящий род налоги не платил. Был развитый слой чиновников. Существовало административное деление и наместничество. В общем, Кушанское Царство было абсолютно полноценным государством, того времени, и пожалуй, во время Канишки: по уровню жизни, экономике и политическому влиянию Страна Лунного Рода обошла три других супердержавы, того времени: Китай, Парфию и даже Рим. Особенностью Кушанского Царства были высокий уровень религиозных и личных свобод, самоуправления на местах — своего рода, федерализма. Шёл плодотворный диалог и слияние культур. Канишке, на протяжении первой четверти II века, удавалось, своим авторитетом и умелой политикой, обеспечить единство и процветание  страны.

 

Царь Канишка – Защитник Дхармы

Канишка, вероятно, был вдохновлён Великим царём Индии Ашокой, который жил в III в. до НЭ. Выше уже говорилось, что их политика была очень похожа.  Канишка, так же, как Ашока, поддерживал и распространял буддизм. Во всех священных буддистских местах и крупных буддистских центрах, где были храмы и ступы, построенные Ашокой, Канишка строил новые храмы и ступы, а так же достраивал и надстраивал старые. Делая, эти места, ещё более красивыми и величественными. Особенно интересна традиция, которой следовал Канишка — строить, над куполом, уже существующей, ступы, новый купол, делая ступу, больше в окружности и выше, удлинять шпиль. Это перекликается с традициями Сако-Скифов, у которых было принято, через какое-то время, после захоронения, расширять и делать выше курганы, особо почитаемых Вождей. Канишка, так же, создавал и новые буддистские центры. Из построенных им и улучшенных буддистских центров, достаточно перечислить: Каратепе, Фаязтепе, Аджинатепе, Балх, Газни, Хадды, Баграм, Бамиам, Пешавар, Таксила, Сиалкот, Сват, Сангхол, Сугх, Кесария, Кушингар, Вайшали, Сарнатх, Бодхагая, Раджгир, Видеша, Санчи, Амравати, Матхура, Уджайн.

При Канишке, зодчество Кушанского Царства сложилось в неповторимый и возвышенный стиль Гандхары. Скульптуры этого стиля воплотили в себе эллинское изящество и буддистскую одухотворённость. В искусстве Гандхары нет сцен борьбы, войны и вообще оружия. Лица статуй излучают красоту, мужественность, покой и сострадание. На них нет и тени: злобы, гнева, надменности, страха. Главным образом, в этих скульптурах запечатлены облики: Будды, бодхисаттв, небожителей, верующих. Были и редкие статуи правителей, в частности Канишки, правда до нас дошли лишь их фрагменты. Мы, даже, не можем, точно, сказать, как выглядело лицо Канишки. На монетах есть его образ, но он не особо отличается от облика других Кушанских Царей, выбитых на монетах. Мужчина, с бородой и крупным носом, в одежде номада.  Архитектурный стиль Гандхары, являет собой то же сочетание разных стилей. Ступы, храмы, монастыри и дворцы украшены эллинским декором, колонами, портиками, внутренними двориками, бассейнами. Но, при этом, чувствуется некий индийско-бактрийский колорит.

Вместо того, что бы вести войны с соседями он вёл, подобно Ашоке, миролюбивую политику. В частности, он мог бы заключить союз с Римской Империей и напасть на Парфянское Царство, но, вместо этого, поддерживал в Парфии распространение буддизма. Именно, в его время, возник буддистский центр в Мерве. Вместо того, что бы продолжить экспансию на Индийском полуострове, Канишка, так же, старался распространять, здесь, буддизм. Причём, буддизм, при Канишке, был не просто религией, но вестью о Высшей Истине и Всеобщем Мире. С этой вестью буддистские монахи, из Страны Лунного Рода, достигали: Александрии Египетской, Мёртвого Моря, Рима, Юго-Восточной Азии, и особенно большой их поток, из Кушанского Царства, хлынул в Восточный Туркестан и Китай. Это, то же, было повторением политики Ашоки.

В подавляющем своём большинстве, буддизм, из Кушанского Царства, несли  проповедники Махаяны, окончательно ставшего основным направлением буддизма, именно, при Канишке. Ключевую роль, в этом сыграл IV буддистский собор, который был проведён Канишкой, в Кашмире, на котором Махаяна (школа Махасангхика) была официально признана более совершенной, нежели Хинаяна (школы Сарвастивада, Тхаравада и др.). И это не удивительно, ведь, первая ведёт к состоянию Будды, а вторая, к менее совершенному состоянию Архата. Как тут не вспомнить, что Ашока, так же, провёл буддистский собор и, именно, на том соборе выделилась школа Махасангхиков.

Духовником Канишки был поэт и философ, буддистский Учитель Ашвагоша (Лошадиное Ржание). Он известен своей прекрасной поэмой «Жизнь Будды» и философским сочинением о Пути Бодхисаттвы, которые дошли до наших дней. По преданию, именно, он возглавлял IV собор, в Кашмире. И у Ашоки, то же, был свой буддистский Учитель. И, согласно буддисткой традиции, Будда Шакьямуни предсказал будущий приход и Ашоки, и Канишки, указав конкретное время их рождения, как двух великих Царей — Чакравартинов грядущего, Защитников Дхармы – Учения Будды.

 

IV — Упадок Кушан
Закат Страны Лунного Рода

Следующим Царём Царей Кушан — Страны Лунного Рода стал Васишка. По аналогии с санскритским «Всиштхка», это имя может означать «Великолепный». Но его правление было не долгим — около 4 лет. Возможно, он был младшим братом Канишки Великого, который, по преданию, был задушен заговорщиками. Судя по всему, в это время, происходила смута и борьба за власть, в результате чего, были разрушены два родовых храма Кушан, рядом с Балхом (Сурх-Котал, Халчаян). В скорости, они были восстановлены и в них были установлены статуи Канишки I Великого. Новым Царём Царей стал, вероятно, его сын Хувишка. Его имя, я бы перевёл, как «Совершенный», так как, в финском языке, корень «Кувист», означает фотографию, а, в древности, это слово могло означать «Образ», из этого может образоваться смыслы: «Пример» — «Примерный» — «Образцовый» — «Совершенный». Предки носителей арийских, тюркских и фино-угорских языков, в доисторические времена, вышли из ареала одного праязыка.  Поэтому, я не вижу, ни чего удивительного, в таких смелых гипотезах. Судя по всему, Хувишка победил, в борьбе за престол, Канишку II, скорее всего, сына Висишки. Похоже, политика Кушан — Страны Лунного Рода, при Хувишке, не меняется, но надвигается кризис власти. Правящие элиты и духовенство больше начинают думать о своём благе, нежели о народе и стране. Углубляется социальное расслоение и нарастает сепаратизм. Буддизм, однако, по-прежнему силён. В это время, в Китай, из Кушанского Царства, прибывают известные учителя Ань Шигао (урождённый принц Парфии) и Локакшема (тохарец из Бактрии). Они заложили основы буддистской переводческой традиции Поднебесной.

В последней трети II века, Кушанским Царством правит, вероятно сын Хувишки, от брака с индианкой — Васудева. Здесь, уже, не нужно гадать со значением имени. Так звали, согласно легенде, отца индийского божества Кришны, который был, как ни странно, главой легендарного Лунного Рода — Ядавов. Буквально «Васудева» означает «Сияющий Небожитель». Это обстоятельство, а так же то, что на реверсе монет Васудевы, снова, изображается только Шива, и тот факт, что, при нём, в Китай, отправляются два Кушанских посольства, и оба морем, из Индии — могут быть косвенным свидетельством того, что в правящей элите Кушанского Царста произошёл раскол.  Старые элиты – бактрийские уступили главенствующую роль новым элитам – индийским. Соответственно индуистское духовенство, стало преобладать над буддистским. Но, вопреки этому, в это время, странствует, по Стране Лунного Рода, великий буддистский философ и учитель, основоположник доктрины Махаяны – Нагарджуна. Учение Будды продолжает оставаться основной религией Кушанского Царства.

Всё-таки, кризис власти усиливается. Экономика приходит в упадке, что подтверждает ухудшение качества монет. В Итоге, с начала III века, после смерти Васудевы, от Кушанского Царства отпадает Индия, где воцаряются местные династии. Центром Кушанского Царства, вновь, становиться Бактрия. Отсюда, последний его правитель, в 230 году, отправляет посольство, в одну из трёх, существовавших, тогда, в Китае, Империй – Вэй. Остатками Страны Лунного Рода правил, в то время, скорее всего, царь Канишка III – внук Канишки I Великого. Под его властью, какое то время, находятся: Бактрия, Афганистан, Пенджаб, Бадахшан, Кашмир, Гандхара. Затем, вся эта территория раскалывается на мелкие владения, которыми правят наследники Кушанских элит. Гуджарат и Раджастан, с этого момента, до V века, находится под властью нескольких Сако-Индо-Кушанских правителей. В середине III века, Бактрию и Афганистан завоёвывает Сасанидский Иран, возникший на месте Парфянского Царства. Гандхара, Кашамир, Бадахшан и Пенджаб, всё-таки сохранили свою независимость и там продолжали существовать мелкие династии, отождествлявшие себя с Кушанами.

 

Исчезновение Кушан

В IV веке, в этот регион докатывается волна нового переселения народов, которое было прозвано Великим. Первыми, приходят Хиониты, скорее всего из степей Казахстана. Они покоряют Среднюю Азию, отвоёвывают, у Ирана, Бактрию и Афганистан. В начале V века, из Восточного Туркестана приходят Кидариты, они побеждают Хионитов, захватывают Бактрию, Афганистан, Гандхару, Пенджаб, ведут нескончаемые войны с Ираном.

Всё, это время, торговля и экономика находятся в Упадке. Великий Шёлковый Путь действует, в основном, по морскому пути, через Южную Индию. Однако, буддизм продолжает процветать. Поток буддистских учителей в Китай из бывшего Кушанского Царства не иссекает. В частности, плодом этого процесса, можно считать, приезд ,в Поднебесную великого буддистского учителя Кумарадживы, который был из рода Малых Юэчжи т.е. Тохар, оставшихся в Восточном Туркестане. Он был наследным принцем Кучи, учился в Кашмире. Кумараджива перевёл на древнекитайский язык весь обширный канон сутр Махаяны и почитается, на Дальнем Востоке и во Вьетнаме, как величайший святой переводчик. Что интересно, Кидариты ассоциировали себя с Кушанами и их считают, как раз, потомками Малых Юэчжи, т.е. они были соплеменниками Кумарадживы.

Всё кардинально изменилось, в V веке, когда нахлынули Эфталиты. Они разбили остатки Хионитов и державу Кидаритов, подчинили себе: всю Средню Азию, Восточный Туркестан, Бактрию, Афганистан, Пенджаб, Кашмир, Гандхару. На западе их расширению препятствовал Иран, на Юго-Востоке Империя Гуптов, которая подчинила практически всю Индию, включая Сако-Индо- Кушанские княжества Раджастана и Гуджарата. Эфталиты подвергли тотальному разрушению завоёванные ими области, в том числе буддистские ступы, храмы и монастыри. На этом можно поставить точку в видимой истории Кушан – Страны Лунного Рода, но не в их мировом культурном наследии.

 

Значение Кушан для Человечества

Именно, Кушаны изобрели круглые крепостные башни и водяные мельницы. Они запустили Великий Шёлковый Путь, ставший главной артерией общечеловеческой цивилизации, вплоть до XV века. Создали прекрасное искусство Гандхары, которое повлияло на скульптуру и архитектуру: Империи Гуптов «Золотого Века Индии», Центральной Азии, Персии, Восточного Туркестана, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. В Кушанском Царстве расцвёл Буддизм Махаяны, который, ключевым образом, повлиял на культуру, философию, государственное устройство, перечисленных выше регионов, а так же, на возникновение  Христианства и Суфийской традиции Ислама, формирование Индуизма. Храмы, церкви, мечети, медресе этих религий, фактически повторяют архитектуру буддистских храмов и монастырей Гандхары.

Кушанское Царство было удивительными успешным примером: слияния и диалога множества культур, традиций, религий, этносов, рас; относительно мирного сосуществования с соседями, в период его расцвета. На своей территории Кушаны, создали великую техногенную цивилизацию, чьё влияние, по своей мощи, не смогли превзойти ни какие другие державы, существовавшие здесь позднее. Кушаны построили, в этих землях: самую разветвлённую сеть дорог, самую крупную ирригационную систему и городскую инфраструктуру – за всю их Историю.  Кушаны сохранили и развили философию и науку эллинизма, дополнив их достижениями древних мыслителей и учёных Индии, Центральной Азии, Китая.  Это создало мировоззренческую базу, которая, через посредничество Державы Самонидов и Османского Халифата, достигли Европы и стали основой Ренессанса, из которого берёт начало Западно-Европейская Техническая Революция и Современная Западная Цивилизация.

Напомню, что основатели Страны Лунного Рода – Кушанского Царства были потомки племён Конфедерации Скифо-Саков. А сегодня, потомками Сак-Скифов, является огромное множество народов от Англии до Японии. Но их культуру и мировоззрение, дольше всего, сохраняли и сохраняют кочевые народы Евразии. Это значит, что именно для них, история Страны Лунного Рода – Кушанского Царства особенно важна, в наши дни, для переосмысления своей роли в мировых процессах, а так же поиска идентичности и возможности для нового возрождения, во благо всего человечества. Ведь, более 2000 лет, назад, Кушаны доказали, что возможно строить общество и государство, на основе  взаимоуважения и диалога: различных культур, этносов, социальных групп, языков, религий — что так необходимо нам, для выживания, в XXI веке.

Алексей Шмыгля,
монах буддистского ордена Ниппондзан Мёходзи

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *