О КАЗАКСКОМ РОДЕ БЕРIШ

Поделиться:


О КАЗАКСКОМ РОДЕ БЕРIШ

             

(Барсилы, Берсилы, Елборили, Бориел, Буршевичи, Берч, Бурдж)

Сако(Скифо)-Сарматия

Возможно род Берш являются потомками берсилов – барсилов. Армянские авторы упоминают барсил в качестве врагов Кавказской Албании в связи с событиями II — IV вв. Однако достоверность этих данных признаётся не всеми исследователями.

В сер. VII века их кочевья занимали район низовий Волги, так называемый «Чёрный остров», откуда их теснили хазары. Старшая жена хазарского кагана в это время была родом из барсил.

Позднее ушли в Среднее Поволжье. В источниках IX века (Ибн Русте, Гардизи и др.) упоминаются как одна из трёх групп волжских булгар.

Кроме этнонима «барсил» средневековые источники знают также страну Берсилию, или, в арабском варианте, ал-Баршалию, которая выступает исходным пунктом экспансии хазар в Европе. Наиболее подробное указание на её местоположение приводится у историкаМихаила Сирийского (XII в.):

Два других брата пришли в «страну алан, называемую Берсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Turaye [Дербент]»

Византийские авторы называют Берсилию «самой дальней областью Первой Сарматии(Скифии)» или областью «рядом с Сарматией(Скифией)». Арабский историк ал-Белазури помещает её к северу от Дербент. По мнению современных историков, эти данные, скорее всего, указывают на область Северного Дагестана — либо же, если принимать во внимание сообщение «Армянской географии», где барсилы также увязаны с Сарматией, но помещены в Поволжье, речь идёт о более широком регионе северного Прикаспия.
Учёные рассматривают, барсил как пришлую тюркскую группу, а упоминания о них в догуннское время считают анахроничными. Сторонники данной версии (М. И. Артамонов, С. Г. Кляшторный) исходят из указания на близкую связь барсил с хазарами, а также из данных ряда средневековых генеалогий, где барсилы помещаются в круге тюркских этносов. Известна генеалогия с упоминанием эпонима «Барсил». Официальные территориальные данные о Берсилии это от реки Барисфен«Бершозен»(Днепр) до Жайка(Урала).

Гунны

После нашествия гуннов барсилы становятся известны в Предкавказье. В VI векеупоминаются среди народов, подчинившихся псевдоаварам.По своду данных К. М. Алиевым первым среди царей Гуннии мог быть Тедрехон. Он упоминается в первом десятилетии IV в. в «Истории Тарона» Зеноба Глака под именем «царь Севера Тедрехон». Возглавляемые им войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию. Имя затем у тюрков обожествлено и известно как Тенгрихан (его особо почитали в Поволжье). В «Истории агван» (VII в.) ему приводится прямая иранская параллель — «Аспендиат», одна из форм иранского имени Исфендияр («святой, священнный, божественный»). Затем правилХунугур, упоминаемый под 373 годом в «Истории агван» (тоже обожествлен). Основателем Еврогуннской империи в 374 г. считается Баламир (Баламбер: Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы. 1992. 1 китаб. С. 69), наследник основателя Империи Хунну Мете-кагана,

Первые упоминания о нем мы находим на древнетюркском руническом памятнике “Кюль-тегин”(Малая надпись):
Из Согда и улуса Берч – Дальних западных стран – Пришли Нен-сенгун И Огул-тархан! Из этой надписи следует, что племя Берш существовало во времена Тюркского Каганата, и являлось отдельным улусом, подчиненным тюркам. Свидетельством их политической роли является то что советник при многих каганах и друг Кюль-тегина – Тоньюкук происходил из рода Бериш, отделения Себек. Веским дополнительным свидетельством в пользу данной версии являются обнаруженные недавно эпитафии на Тесинской и Терхинской стелах (Сев. Монголия, VIII век), где Барсилы упоминаются как огузское (тюркское) племя и фигурирует их вождь Беди Берсил, живший в сер. VI века, в эпоху тюркского кагана Бумына. Возможно берсилы это и «беріш елі» — берчекеры.
После исчезновения Хазарского Каганата род Берш влился в состав кыпчаков.

Беріш — Берсил — Хазар
В 10 веке Берши были одним из двух столпов Хазарского каганата. Если цари хазаров происходили из тюркского аристократического рода Ашина(Алшын), то советниками и придворными являлись люди из племени Бершоглы. Это «Письмо Иосифа» — хазарский источник, сер. X века, где Барсил называется пятым сыном Тогармы (в данном контексте — родоначальника тюркских народов) и сообщение египетского автора аль-Кальби (XVII в.), в котором Барсил назван братом Хазара.

Кыпчаки рода Беріш
В разных летописях(славянских, мусульманских и др.) этноним Берш чаще встречалось в виде Берш улы, т.е. сыновья Берша. Например у славян – Буршевичи (Орда Бершевичей), у арабов – Берш огылы; хотя сами назывались двумя именами – Берш или Борили(Ельбори). Тотемным животным, как и у многих других тюркских племен являлся Кок Бори – Небесный Волк.
Особенно активно племя Берш действовало во времена Кыпчако-Русских и Кыпчако-Венгерских войн.

С 11 века ханами Орды Берш был – Бунак(Боняк, Маниак), Гзак(Казак),. В 13 веке Берши были многочисленным племенем, со своей правящей элитой.

Кыпчаки, жившие на территории современного Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори(Берш). Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В XI—XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее тургайские степи, бассейны рек Эмба (Жем), Урал (Жаик), Итиль (Едиль), а также полуостров Мангышлак, возглавлялось ханами ельбори(Берш). Здесь же, в районе Тургая и располагалась ставка верховного хана.

Монгольское нашествие
Во времена монгольского ига некоторые части рода Берш отстаивали свои права на земли предков(от реки  Тана(Дон) до реки Жем(Эмба) и права на независимость. Во главе нового восстания стоял правитель Бершей по имени Бачман. Его поддержали кыпчаки, хазары, булгары, асы и группы алан. На подавление северо-кавказских племен Бату отправил принца Мунке с туменом конных монголов и русские дружины.
Бачман происходил из рода правителей Ельбори, одной из самых воинственных орд южных кыпчаков. Его сподвижником был черкес(шеркеш) Тукар. Оба погибли в 1241 году. Крещенные(Христиане) Берши и Кипчаки с Русичими воевали против армии Бату и своей сородичей Бершами и Кипчаками которые вошли в Великую Армию Бату..
Нельзя не вспомнить великого выходца из рода Берш – Бейбарс султана. Бейбарс родился предположительно в 1225 году в кыпчакском роду Елбарлы или Берш в междуречье Едиля (Волги) и Жайыка (Урала). Отец его Жамак и мать Айнек были из знатного рода. Султаном Бейбарсом он станет в зрелые годы. Во время монгольского нашествия племя Бейбарса обратилось с просьбой к булгарскому хану Анару разрешить переправиться через крымский Судак и воспользоваться тамошними землями. Хан согласился и предложил межгорную котловину. А во время перекочевки он вероломно напал на кыпчаков, захватив большое количество добычи и пленных.

Султан Бейбарс
В числе пленников оказался и Бейбарс, которому тогда было около четырнадцати лет. Пленников погнали на невольничий рынок и продали в рабство. Купив нового раба на дамаскском рынке, покупатель вскоре вернул его обратно. Оказалось, что у Бейбарса имелся дефект (небольшое бельмо на глазу). Так мальчик был продан по самой низкой, почти бросовой цене – за 800 дирхамов. Для сравнения: будущий султан кыпчак Калауын был продан за 1000 динаров (золотых). Крепких юношей покупали для личной охраны.
В 1242 году Бейбарса купил эмир Айтегин, который стал его учителем, советчиком и даже другом. Купленный Айтегином кыпчак был замечен султаном Египта Аюби и вскоре стал его нукером. После покупки правитель Египта даровал Бейбарсу свободу и назначил его начальником стражи. Вместе со своим наставником Бейбарс участвовал в Думиятском сражении с крестоносцами. В боевом деле кыпчак проявил себя в качестве искусного стратега. После этого сражения Бейбарс был удостоен титула эмира.
Бейбарс участвовал в заговоре против последнего султана рода Аюби (1249-1250 гг.). Когда в 1250 году на трон взошел новый султан Айбек и стал править Каиром, Бейбарса, как заговорщика, ждала жестокая казнь, и он бежал в Сирию. Когда в том же году мамлюки убили султана Айбека, Бейбарс вновь вернулся в Каир.
В 1250 году потомок пророка Мухаммеда Фатима и ее муж Гали-Арыстан после многолетних раздоров и споров между наследниками пророка создали мамлюкское государство. Это было тревожное и неспокойное время для арабского мира, отражавшего нападения и с востока, и с запада. Для защиты своего государства они, опасаясь военных переворотов, привлекали не местное население, а сильных и молодых кыпчакских парней.
Третьего сентября 1260 года близ Наблуса мамлюки под руководством Бейбарса разгромили монголо-татар, их владычество в Сирии закончилось, а Египет был спасен от вторжения. Правитель Кутуз, находившийся тогда у власти, остановил монгольскую агрессию. Эта победа вызвала всеобщее ликование и укрепила мнение современников, что именно полководческому таланту Бейбарса исламский мир обязан спасением от катастрофы.
Кутуз с триумфом вернулся в Каир, но дни его были сочтены. Обиженный Бейбарс, надеявшийся получить за победу власть над одним из Сирийских Эмиратов, организовал заговор. 24 октября 1260 года Кутуз, правивший всего 11 месяцев, был убит сподвижниками Бейбарса во время охоты в пустыне. После этого Бейбарс при поддержке бахритских мамлюков был провозглашен султаном.
Когда он стал султаном, кыпчакские земли принадлежали Алтын Орде, которой управлял монгольский хан Берке Кулагу. Бейбарс первым делом направил ему письмо с выражением дружественных намерений. В 1262 году султан отправил в Алтын Орду своего посла, и с монгольской империей установились военные, торговые, культурные, религиозные связи. Желая упрочить этот военно-политический союз, Бейбарс женился на дочери Берке-хана и имел от этого брака двоих сыновей, которые после смерти отца недолго правили страной (старший правил три года, младший – три месяца).
Семнадцать лет правил Бейбарс не родной для него территорией, оставив яркий след в истории и в памяти народа. Взяв власть, Бейбарс покончил раз и навсегда с междоусобицами, которые имели место во дворце. Он укрепил каждый город на собственной территории и в каждом из них держал постоянную армию. В его владениях утвердился строгий порядок: было запрещено употребление вина, искоренена проституция.
Бейбарс стал властителем всех арабских владений Востока. Сельджуков Средней Азии, Малую Армению, берберов он подчинил себе полностью. Соборные крепости франков были разрушены одна за другой. Огромной славой покрыл свое имя великий кыпчак, разбивший крестоносцев при Думияте и пленивший французского короля Людовика IX в сражении при Мансуре, поставив последнюю точку на крестовых походах. Навсегда подавил он “аппетиты” своих агрессивных соседей, которые были вынуждены считаться с государством мамлюков.
На всех реках были построены мосты и плотины. В каждом городе появились как минимум по одной мечети и базару. Была внедрена канализационная система.
Бейбарс с одинаковым успехом проявлял себя в разных сферах деятельности. Основоположник архитектурного стиля, известного как “раннемамлюкский”, “прораб” капитального ремонта Мединской мечети пророка Мухаммеда, мечети в Иерусалиме, реставратор первого в мире исламского учебного заведения, учредитель института государственной заботы о детях сиротах, освободитель всех этнических тюрков на невольничьих рынках империи, почитатель ученых и богословов…
В империи начинается значительный подъем исторической литературы, создаются энциклопедии. Появился и исторический труд, посвященный биографии султана Бейбарса, написанный его секретарем земляком Абд-аз-Захиром. Наивысшего расцвета достигает развитие ремесла и торговли. К мамлюкам стали приезжать купцы со всех стран света.
Проповедник высоких гуманистических ценностей эпохи средневековья Бейбарс остался патриотом своего отечества и на чужбине, сохранил верность кыпчакскому языку и традициям. Например, при подаче команды войскам постоянно использовали кобыз. В походах мамлюки на месте становищ всегда собирали кыпчакскую юрту. Современникам довелось видеть двенадцатиканатную юрту султана на вершине пирамиды Хеопса.
В 1277 году Бейбарса отравил его визирь кыпчак Калауын, подсыпав яду в кумыс. Согласно последней просьбе султана, его похоронили в городе Дария (ныне входит в Дамаск), на кладбище Баб аль-Барид. Как утверждают его биографы, Бейбарс хотел закончить свои дни на родине, откуда вышел. Но похороненный в Сирии, этот кыпчак, мамлюк, султан – на чужбине сумел сделать больше, чем сами арабы.
Аз-Захир – один из центральных жилых районов Каира. Его жители могут рассказать о подвигах и деяниях великого Бейбарса, чьим именем назван квартал. Квартал назван в честь действующей и поныне крепости-мечети, некогда построенной Бейбарсом на окраине Каира, но по мере расширения города оказавшейся в самом центре столицы. За 17 лет правления султан Бейбарс немало сделал для расцвета Каира. Именно он перенес сюда из Багдада столицу Арабского халифата. На печати султана был изображен гордый барс. Рожденный на нашей земле, Бейбарс стал одним из тех героев, чьи имена давно узнал весь мир.
Его полное имя: аз – Захир (ясный), бесстрашный лев, завоеватель мира Рукнеддин Бейбарс ибн Абдулла ал-Бундуктари ас–Салихи ан – Наджми ал–Эйюби ат–Тюрки.
В вопросе о происхождении Байбарса большинство средневековых мусульманских историков сходится во мнении, что “Байбарс появился на свет в Кипчакской степи, у берегов реки Едиль, по национальности он – кипчак. Кипчак – великое тюркское племя”. Летописец ибн Ийас, этнический тюрк, пишет, что Байбарс родился “в стране Кибшак (дословно: билад аль-Кибшак, сахра аль-Кибшак. – Авт.) и он человек тюркской расы”. Живший в XIV веке египетский историк аль-Айни в своем труде “Икду аль-джуман фи тарих ахл аль-азман” (”Жемчужное ожерелье о жителях времени”) утверждает: “Байбарс бин Абдулла, по национальности Кипшак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш (Берш)”. Поясним попутно, что в арабском языке запись “брдж” читается как “бурдж” или “бардж”, а компонент “дж” заимствованных слов непременно читается через “ш”: напр., “кибджак” – кыпшак, “джаркаш” – шеркеш (название тюркского племени), “джинкиз хан” – Чингиз хан.

После развала Золотой орды
В 14-16 веках Берши входили в племенной союз Алшын с им племенами которые и составили в скором будущем Малую Орду(Кiшi жуз). До этого племя Берш входило в Мангытский Юрт(Ногайская Орда). В это время о них мало что известно.
После взятия русскими войсками Астрахани в сер. 16 века и разделения улуса Ногайлы(куда входили и казахские племена) Берши влились в состав Казакского Ханства, в котором часть племени уже присутствовала.

Джунгаро-калмыкское нашествие
В 17 веке род Берш снова выходит на историческую арену казахских племен.
В 1635 году ойраты пересекая казакскую степь отправляются в междуречье Едиля(Волги) и Жайыка(Урала). Через горы Мугоджары их не пропускали казахские батыры во главе с Берш Есет бахадуром. Когда ойраты достигли реки Жайык, они взяли древнюю столицу казахов и ногайлинцев – Сарайчик. Объединенное войско трех Орд(Жузов) во главе с Шилибай батыром из Великой Орды(Улы Жуз), Науша батыром из Центральной(Орта), и Маргаска батыром из Малой(Кіші) осадили крепость. Сколько не штурмовали они ее, но не смогли взять. Тогда из среды воинов Малой Орды(Кіші Жүз) с ураном(боевым кличем) Алшын выскочил джигит, стремительно ворвавшись в Сарайчик и ведя за собой остальных воинов, он подарил победу казахам. На военном совете его позвали военачальники трех жузов. Узнав что его зовут Агатай, отца его – Тлеуке, а сам он из рода Берш, они решили дать ему привилегию разделить добычу. Он себе взял только лучшие военные доспехи, а дочь ойратского контайши – Улансар, отдал своему брату Шагатаю. После этого случая он стал родовым кличем Бершей. Вскоре он прославился в военных делах и в 1680х годах Тауке-хан дал под его командование 10 тыс. воинов из племени Байулы. Также Агатай батыр был одним из восьми военачальников под командованием Канжыгалы Акша батыра(отец Богенбай батыра), которые защищали столицу – Туркестан от джунгар. Его праправнук – знаменитый Исатай батыр.

Личности из рода Беріш
В 17 – 18 веках прославился Есболай батыр, бий и бай. Под его началом племена Малой Орды(Кiшi Жүз) вернулись в Западный Казахстан из Семиречья куда были загнаны из за набегов калмыков. Он расселил адаев в Мангистау, куда перекочевал и сам. Был в хороших отношениях с Казыбек бием из Центральной Орды(Орта жуз).
Алдар бий – советник Абулхаир хана и воспитатель Нуралы хана. Впоследствии правая рука Сырым батыра.
18 век можно золотыми буквами вписать в историю рода Берш. В то время появилось много батыров. Такие как Пыштанай, Айгана, Саржала, Кулбарак, Итемген, Табылды, Кара, Жузбатыр, Жауылказы, Жаубасар, Жаугашар, Куттыгай и др.
Во время восстания Сырым батыра Кебек бия из рода Берш подняли на белой кошме и объявили ханом восставших. Многими руководителями этого движения были выходцы из Бершей.
В 1801 году образовалась Бокеевская Орда. Больше половины ее населения составляло племя Берш. Руководителями восстания в Орде и Малой Орды(Кіші Жүз) были батыр Берш Исатай Тайманов и акын Берш Махамбет Утемисов.
Были и акыны в племени. Такие как Есет Караулы(акын и батыр). Мурат Монкеулы — лучший поэт-импровизатор, жырау и последний представитель творчества Золотоордынской школы.

Так же род Берш помимо Малой Орде(Кіші Жүз) присудствует у рода Аргын, Суан, украинцы Буршевичи итд.

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *