О нас

ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ

Народу Великой Степи

Обращение общественного объединения «Ұлы Дала Әлемі — Мир Великой Степи»

По инициативе представителей науки, культуры и бизнеса создано общественное объединение «Улы Дала рухы» (Дух Великой Степи»). Его усилия направлены на возрождение традиций, национальной самобытности и универсальной степной философии народов Евразийского пространства.

Мир меняется, меняется на культурологическом, организационном, политическом уровне. Сегодня все больше людей понимают, что фундаментальные права людей не могут быть приватизированы или подчинены интересам властных структур. Кризис, начавшийся в начале XXI века — это не экономический, а скорее цивилизационный, мировоззренческий кризис. Его истоки — в ошибках, заложенных ещё в самом начале Нового Времени, когда началось изменение системы нравственных ценностей в интересах производства и торговли. Абсолютизация эффективности деятельности и одновременная утрата её смысла привели к нынешнему тупику мировой цивилизации, который проявляется, в частности, в непримиримых противоречиях между «золотым миллиардом» и остальными пятью миллиардами людей.

Пока человечество ищет пути выхода из кризиса, нам нельзя оставаться в стороне. Объединив все степные народы, мы должны заново определить наши собственные, вечные ценности, оживить глубокие идеи, стоящие за нашими традициями и обычаями. Все это должно стать частью современной жизни, частью нас самих. Только тогда мы сможем добиться духовного единения всех народов, проживающих на Евразийском континенте.

Наша задача — побудить всех мыслящих людей к обсуждению главных вопросов нашей жизни, пробудить ответственность и творческий потенциал нашего великого и талантливого народа. Возрождая дух степных законов, мы, потомки великих предков, хотим восстановить духовную консолидацию всех степняков, гордость за свое прошлое, за историю Великой Степи.

Наши истоки

На огромном Евразийском пространстве от Тихого океана до Альпийских гор лежит благодатная Великая степь. Начиная с далекой эпохи неолита наши предки берегли и охраняли её просторы, содействуя поступательному развитию всех народов, обитавшим на этой земле и вокруг неё.

Сегодня мировая наука признаёт, что дикую лошадь впервые приручили на землях Турана, после чего выработанные здесь навыки верховой езды распространились в Европу, Африку и дошли до Тихого океана. В Великой степи лошадь стала домашней, здесь кочевник евразийского пространства создал классические основы животноводства. Лошадь была не просто транспортным средством для преодоления необъятных пространств Евразийского континента. Прирученная лошадь стала весомым вкладом кочевников в прогресс человечества. Благодаря ней ускоренно осваивались пустынные и полупустынные земли, она радикально изменила производственные технологии и способы ведения войны.

Но этим не ограничивается глобальная историческая роль наших предков. Еще как минимум два крупных вклада они внесли в развитие человечества — это технология бронзы и изобретение колеса со спицами, на основе которого были созданы повозки и боевые колесницы античности. Рудники и металлургические печи того далекого периода находят сегодня на территории Великой степи, и единственный доступный древним цивилизациям источник олова для бронзового сплава был именно здесь. Появление бронзовой металлургии дало толчок развитию многих народов Евразии и Африки. Египтяне, греки, персы и китайцы получили технологию колесниц и бронзы с территории евразийских степей. Одомашненный конь, бронзовое оружие и пригодное для дальних путешествий колесо со спицами – уже эти три великих изобретения заствляют считать конно-кочевую цивилизацию одной из ключевых в истории человечества.

На территории Сары-Арки обнаружены древние разработки железной руды. Соответствующая им Бегазы-Дандыбаевская культура сочетает в себе черты поздней эпохи бронзы и раннего железа. Это позволяет предполагать, что в наших степях начинался не только Бронзовый, но и Железный век.

Наши предки остались в истории, как создатели караванных путей. Караваны соединяли страны и континенты, благодаря ним начался обмен товарами, появлись настоящие товарно-денежные отношения. Это был новый шаг в истории цивилизации.

Наши предки известны историкам и как великие строители. Всю территорию Сары-Арки от Уральских отрогов археологи называют «страной городов». Построенные еще 4 тысячи лет назад десятки городов сохранились до наших дней, среди них — знаменитый Аркаим. И есть все основания считать, что городская культура всех великих древних южных цивилизаций Евразии возникла под определяющим влиянием пришельцев из Степи.

Но наши предки — это предки и многих других братских нам народов, культура которых тоже имеет древние степные кочевые источники. Талантливые выходцы из Великой Степи, Урало-Алтая и Причерноморья породили высокую античность, классическую культуру Греции и великую империю Рима. Культурно и генетически родственные друг другу индоевропейские, уральские и алтайские степные народы подарили миру железный плуг и саблю, железные наконечники стрел и дальнобойный лук, доспехи и стремена, первые города-государства с металлургическими и гончарными производствами и космическими обсерваториями.

Подчиняя мирные земледельческие народы, соединяя свою культуру с их технологиями, наши далеко продвинутые предки внесли решающий вклад в создание великих цивилизаций Шумера, Древнего Египта, Кушана и Элама, Хеттской державы в Малой Азии, ахейской Греции, Индской цивилизации, Шанского государства, Джоуской империи и многих других древних государств. Строя оседлые государства и мировые империи, они вводили письменность, деньги и справедливые законы для мирного сосуществования и развития разноязыких племен и конкурирующих конфессий. Степняки-кочевники обладали врожденным чувством вселенской гармонии и меры. Отсюда — их скромность в потреблении и образе жизни, кочевая жизнь налегке, ибо с собой в кочевье можно было брать лишь самое необходимое. Сам Творец-Тенгри обеспечивал их всем необходимым, всецело определял и формировал их способ хозяйствования, образ жизни и мыслей. Внутри родового сообщества эта космическая Мудрость и Гармония Тенгри трансформировалась в равноправные отношения кооперации и взаимопомощи номадов, умение выбирать лидера, подчиняться жестким, но справедливым законам и высшим духовным ценностям.

Кочевники жили в единстве с природой, сам образ жизни способствовал зарождению глубоких философских учений. Наши предки старались понять законы Вселенной, постичь законы и секреты природы. Многие религиозно-философские системы имеют степное происхождение или развивались под сильным влиянием степной духовности. Китайская концепция Вечного Неба и культ предков восприняты от степных завоевателей, основавших династии Шан и Чжоу. Истоки зороастризма, выявленные по тексту «Авесты», лежат в евразийской Степи. А учение первого пророка – степного кочевника Заратуштры – стало первой системой религиозной метафизики и этики, поставившей человека перед нравственным выбором: быть носителем света и добра, или – орудием зла. Древние арабские теологи, приезжавшие на нашу землю, писали: «Этот народ не нужно обращать в ислам, этот народ давно живет с Создателем в сердце». Абу Насер Аль-Фараби, родившийся в Отраре, был признан «в мире вторым учителем». И именно он вернул европейцам их первого учителя — Аристотеля.

Европейское христианство приобрело свою окончательную форму под воздействием степного рыцарства, с которого начиналось европейское Средневековье. Именно степной завоеватель Аттила (Едиль) сокрушил рабский мир древнеримской империи, встряхнул и вывел Европу из застоя, задал ей совершенно новый вектор самостоятельного развития. Его потомки и потомки его кочевых готских и сарматских союзников создали средневековую Священную Римскую империю, от которой пошли нынешние европейские государства.

Чтобы ориентироваться во времени, двигаться без компаса в ночных переходах, степняки первыми из землян подняли головы и стали изучать ход и законы движения планет, составили первую звездную карту Неба — систему звериных знаков Зодиака. Они создали величественные мифы о происхождении Космоса, мир волшебного искусства с его характерным «звериным» стилем и орнаментом. Они создали великую музыкальную культуру, которую основатель даосизма Лао-Цзы назвал «роскошной музыкой северных варваров». В ней главную роль играли сложные мелодии кобыза и домбры, резонировавшие с созерцательной душой степняка. А его уникальное горловое пение исторгалось из глубин вибрирующей Вселенной.

Обуздав коня, преодолев гравитацию себялюбивого эго, степной народ, постигший истоки и безграничность мира, стал народом Вечности (Мәңгi Ел). Он связал свою земную жизнь с вечным царством Неба и предков-аруаков, которые вселяются в новорожденных потомков. Уважение к природе неразрывно соединялись в степном мировоззрении со следованием нравственному закону. Издревле степняки почитали Землю-мать, осознавая, что нельзя ее осквернять и плевать на нее. Небесный же отец не позволял лгать, убивать себе подобного, предавать доверившегося, лишать ближнего свободы воли и права выбора.

Полтора тысячелетия назад степная тюркская цивилизация находилась в самом своём расцвете и располагала собственной уникальной рунической письменностью, благодаря которой до нас дошли памятники её высокой духовной культуры. Надписи, найденные в Таласе и обнаруженные на камне Кюльтегина, оказались написаны одним алфавитом, хотя между их датировками лежит целое тысячелетие. Экспансия и миротворческая миссия тюркских кочевников достигли зенита в империи Чингисхана, впервые объединившего Евразию в единое целое, экономическую зону без таможенных барьеров и государственных границ, без войн народов, культур и конфессий. Русские летописи говорят о том, что тогда установилась та самая «тишь великая», что дала вырасти будущему Московскому царству. Открытый общению народов и культур, технологическому и экономическому прогрессу, Золотой век Pax Tatarica универсализировал Старый свет и подготовил великое пробуждение Европы, заложил основы современной глобальной истории и светского правового миропорядка 21 века.

С развитием мореплавания и огнестрельного оружия, открытием Нового света и подъемом индустриального Запада, Степь утратила свою консолидирующую роль в жизни Евразии, опустилась до статуса отсталой колонии. Единая евразийская империя, единый народ «войлочных стен» раскололся на десятки народов и народностей с разными конфессиями и языками.

При советской власти, радикальный «красный проект» 20 века получил поддержку в Степи, потому что в своих лозунгах равенства, братства и свободы обещал возрождение евразийского единства, уходящего корнями в скифо-половецкое и турано-арийское братство степных народов. Но в условиях капиталистического окружения и необходимости форсированной индустриализации, в процессе «построения социализма в отдельно взятой стране» этот прогресс покупался ценой уничтожения миллионов кочевников, резкого разрыва с самобытной кочевой культурой и истребления национально мыслящей культурной элиты.

Долгожданная эпоха суверенизации окраин обернулась откатом назад. Свобода так и не дошла до низов, не стала основой возрождения и самобытного развития нации, материального и духовного взлета, потому что так не смогла найти свой путь развития. Нация еще не сложилась, не успела опереться на собственную культурную традицию и кочевую идентичность. Незнание своей великой истории, великого творческого потенциала кочевой цивилизации привело к подражанию навязанным западным ценностям. Это сохраняло инерцию колониального прошлого при одновременном насаждении далеких от степных реалий, разрушительных монетаристских моделей развития. Рынок и либерализация обернулись вседозволенностью и новым крепостничеством, разложением так и не успевшего самоопределиться государства.

Главные задачи нашей эпохи

  1. Подъем достоинства и веры степняков свои творческие силы, осознание ими своей исторической ответственности первопроходцев и миссии консолидаторов человечества. В первую очередь необходимо возродить двуединое в степной культуре понятие «честь и совесть» («Малым – жанымның садағасы, Жаным – арымның садағасы!» — «Имущество жертвую ради души, а душу жертвую во имя чести!»).
  2. Все народы Великой Степи должны выработать общую идентичность и сформировать новое духовное единство, опираясь на мировоззрение и ценности наших общих предков — турано-арийских номадов. Так мы станем единым народом — творцом и хозяином своей жизни и судьбы. Идея степной демократии должна сыграть объединяющую роль, как цементирующий элемент соединить нации и народности, обеспечивая всем равные права и сохраняя самобытность каждой этнокультурной традиции.
  3. Необходимо выработать собственную, самобытную модель цивилизационного развития в 21 веке, адекватную нашим общим кочевым традициям, ценностям и архетипам. Она должна эффективно ответить на грозные вызовы истории и геополитического окружения.

Планы и намерения

Заявленные нами цели определили направления нашей работы в ближайшей перспективе:

  1. Проект «Наша подлинная история». Плодом коллективного творчества и обсуждения в СМИ и интернет-пространстве должен стать популярный массовый учебник, написанный на основе научной методологии и с полной беспристрастностью, в контексте глобальной мировой истории. Эта книга должна получить самое широкое распространение и побудить в читающей публике патриотические чувства, возродить гордость за наших предков и нашу историю.
  2. Проект «Степная Википедия» с детальной проработкой истории и традиций всех диаспор, всех степных родов и племен, всех казачьих войск, биографий известных деятелей, их места и роли в глобальной, тюркской и степной истории. Постепенно сложится единый взгляд на наше прошлое, без примитивного национализма, местничества и трайбализма. Утрата памяти разрывает связь поколений и делает нас беззащитными жертвами в игре глобальных сил. Мы когда-то были и снова должны стать единым братством, степным «народом-войском», где каждый помнит и чтит своих предков, девизы и символы своего рода. Мы должны изучать свои родословные, чтобы каждый знал своих предков до седьмого колена, кто они были и что сделали для Отчизны. Помнить их нужно не для того, чтобы кичиться их славой, а для того, чтобы следовать их нравственному примеру в своей жизни.
  3. Проект «Наш дух, традиции и ценности», включающий изучение, обсуждение, сопоставление, отбор и распространение наших степных нравственных ценностей, а также разработку современных путей продолжения и применения наших богатых традиций (при поддержке этнических объединений, лидеров народов, родов и племен, интеллигенции и работников искусства).
  4. Проект «Наш Путь в 21 веке», направленный на поиск новых идей и стратегий развития для нашего общества в условиях глобального цивилизационного кризиса.
  5. Проект по созданию интернет-портала для оперативного обмена информацией и внедрения открытых компьютерных и сетевых технологий для поддержки и развития историко-познавательных и этнокультурных инициатив членов ОО. Формирование народного банка знаний по формам традиционной и возрождённой степной культуры.
  6. Проект по формированию сетевых сообществ на основе новой духовной идентичности, как ядра формирования, просвещения и мобилизации единого степного народа.