Тэнгрианство и Ислам – диалог ради общего будущего

Поделиться:


Я хоть и буддистский монах, но учился на историка религиоведа, да и просто как житель Центральной Азии – гражданин Казахстана, возьму на себя смелость высказаться на эту тему, столь животрепещущую для нашего региона.
Начнём с осмысления терминов. Под Тэнгрианством, разными людьми, понимается разное. Если отдалится от предвзятых взглядов и догм, то это изначальная духовность человечества, являющаяся бассейном, из которого вышли все мировые и традиционные религии. Причём, в том или ином виде она существует или существовала у всех этносов Земли и называется по-разному.
То, что именуется Тэнгрианством – это изначальная духовность коневодов Евразии, которая, кардинальным образом, повлияла на культурную и религиозную историю человечества. Храмы Тэнгрианства – это святые места на лоне девственной природы, в степи и горах. Пророками Тэнгрианства являются герои эпосов – древнейших священных текстов, хранившихся в памяти сказителей, которые, вместе со знахарями, провидцами, духовными странниками, оракулами, являлись священнослужителями и носителями Тэнгрианства. Бесчисленные курганы – это священные захоронения духовных лидеров, которые направляли и спасали свои рода и племена, как минимум, уже, 5000 лет назад.
Окончательно сформировалось это мировоззрение, скорее всего, около 3000 лет назад, во времена расцвета Сако-Скифского братства конных наездников, раскинувшегося на огромной территории, от Балкан до Японии, и объединившего множество родов и племён, различных языковых групп и расовых типов. Недаром справедливейшими и благороднейшими среди людей называл скифов отец истории Геродот. А о том, что они дважды побеждали самую могущественную империю того времени – Персию, не стоит и говорить. Золотые изделия и звериный стиль из их курганов поражают взор и разум. Их влияние на развитие цивилизации в сопредельных великих державах было колоссально.
И именно их потомки 2000 лет назад создали государство, во время которого Центральная Азия и Великий Шёлковый Путь достигли пика своего рассвета – Кушанское Царство. Оно простиралось от Восточного Ирана до Восточного Туркестана, и от Ферганской Долины до Центральной Индии. На его территории свободно сосуществовали и взаимообогащались все религии, культуры и цивилизации. Археологическая культура, оставленная этой державой и поныне затмевает все, как по материальным остаткам, так и по вершинам искусства, достигнутым скульпторами несравненного умиротворяющего стиля Гандхары, расцветшего тогда в Кушанском Царстве. А символом этой эпохи являются модификации курганов – ступы посвящённые Пробуждённому Сакскому Святому – Будде Шакьямуни, возводившиеся по всей этой великой державе.
Это было еще до ислама, во времена Иисуса, и, судя по всему, его благая весть была отзвуком духовного послания Кушанского Царства, в котором он, вероятно, побывал и где постиг Истину. Соответственно, тут прослеживается и связь Ислама с Тэнгрианством, ведь после Исы Мухаммад унаследовал Истину, а ранее, Ветхозаветные Пророки, ни как не могли остаться в стороне от духовных веяний, приходивших вместе с восседавшими на колесницах Гиксосами, Хетами, Шумерами, Хуритами, Ассирийцами, Медийцами, Персами. Ведь они приносили с собой, из Центральной Азии – родины коневодства, колесниц, бронзы и железа, рудименты древней Тэнгрианской духовности, которые оседали на Ближнем Востоке и формировали его религиозную историю. Таким образом, Тэнгрианство лежит у истоков Ислама, так же как и у истоков Христианства с Буддизмом. Об этом появляется всё больше научной литературы. Да и логическое мышление ни кто не отменял.
Поэтому, в принципе, можно быть одновременно Тэнгрианцем и последователем, по крайней мере, одной из трёх мировых религий. Как всегда и было в Центральной Азии. Для буддизма такое сочетание является само собой разумеющимся. С христианством и исламом сложнее. Но ведь тот же православный календарь состоит из сплошных языческих праздников, которым предано новое осмысление. Несториане и староверы сохраняли культурное наполнение, происходящее корнями из древней духовности Евразии. В Исламе та же картина. Среди потомков кочевников – казахов, кыргызов, Ислам изначально распространялся и существовал в форме слияния с Тэнгрианством. Позже и особенно в наше время появляется тенденция считать, что это неправильно. Но кто дал право судить? Любая религия, приходя на новую землю, к новому народу, обретает новые особенности, соответствующие новым: времени, месту и людям. Это естественный здоровый процесс. Главное не утерять суть, а не подменять её копированием чуждых обычаев и нравов, царящих в других землях, у других народов.
Про то, что значит Ислам, объяснять никому ненужно. Но в Исламе существует множество направлений и, к сожалению, всё сильнее становится влияние радикальных и воинственных направлений Ислама. Но это совершенно противоречит слову и духу как Корана, так и изначальной духовности человечества и, прежде всего, народов Центральной Азии.
Среди современных Тэнгрианцев так же заметен крен к нетерпимости и даже агрессивности, по отношении к другим религиям, и, в частности, к Исламу. Хотя, сам дух Тэнгрианства, заключается в почитании, в равной степени, всех религий как небесных откровений, ниспосланных, в разные времена, разным народом, из одного высшего источника.
Таким образом, истинный Ислам и истинное Тэнгрианство подменяются их ложными толкованиями, что грозит нам скатыванием в чреду конфликтов, которые могут привести Центральную Азию к хаосу, разрухе и нескончаемому кровопролитию. Ужесточение законов, гонения, обвинения, споры, ненависть, рознь, посадки в тюрьмы и физические устранения, лишь подливают масло в огонь.
Выход в том, что бы приложить все усилия для исинного духовного пробуждения народа, его возвращения к истинным корням. Нужно к этому стремиться самому, объединяться с единомышленниками и поддерживать всех, кто идет по этому пути. Когда приходит свет, тьма рассеивается сама собой. Главное помнить, что общечеловеческие принципы уважения: к жизни, к природе, к ближнему, к свободе – одинаковы как в Тэнгриансве, так и в Исламе, так и во всех религиях. Нужно, просто, не поддаваться ложным разрушительным агрессивным взглядам, навязываемым извне, а слушать свое сердце, соблюдать эти общечеловеческие принципы и стремиться найти общий язык, ради мира и общего светлого будущего.

Алексей Шмыгля,
монах буддистского ордена Ниппондзан Мёходзи

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *