Тенгрианство, как адекватное современное мировоззрение

Поделиться:


За два последних десятилетия значительно повысилась роль тюркских государств на международной арене: в политической, экономической и культурной жизни планеты. Это повлекло за собой рост интереса к исконной кочевой культуре со стороны мирового сообщества и самих представителей тюркоязычных и монголоязычных народов. Вполне естественно, что главным объектом внимания в научных изысканиях стал феномен Тенгри. На сегодняшний день опубликовано внушительное количество исследовательских работ, статей, монографий и других трудов, посвященных всестороннему изучению этого неотъемлемого элемента древней тюрко-монгольской культуры. Однако, широкомасштабная, а потому не простая для осмысления система мировоззрения Тенгри, становится причиной сугубо теоретического характера вышеозначенных работ. А это, в свою очередь, приводит к формированию абстрактного, обманчиво далёкого от практического применения в современности образа кочевой духовной культуры.
Сегодня, когда большинство народов Евразийской степи стремится к осознанию богатейшего культурного наследия, оставленного тюркской и тюрко-монгольской цивилизациями, очевидной становится необходимость нового, практического формата осмысления феномена Тенгри.
Пройдя долгий путь от первых традиционных верований и государственной религии тюркских каганатов до современных культурологических изысканий и частных трансформировавшихся проявлений, тенгризм ассимилировался с мировыми религиозными учениями [1, с.15; 1, с.117], но не растворился в них. Взаимосвязь и преемственность духовных культур, пришедших на смену мировоззрению Тенгри, неоднократно доказана научными работами. Однако следует отметить, что проявления этого мировоззрения сегодня широко встречаются так же во многих других, в том числе и далёких от религии, социальных аспектах.
В своей монографии «Тенгрианство как открытое мировоззрение», Н.Г.Аюпов выводит три отличительных характеристики тенгризма: гносеологичность, аксиологичность и социоантропоцентричность [1, с.148]. Последняя присуща большому пласту современных людей, которые на фоне духовного упадка, спровоцированного материальной культурой, в своих семейно-родственных взаимоотношениях соблюдают принципы нравственности и придерживаются традиционных ценностей.
Аксиологичность, или в глобальном смысле – экологические приоритеты, проявлена в современном обществе множеством экологических организаций и ассоциаций, социальных фондов, добровольных сообществ и общественных объединений.
Гносиологичность же, направленная на «раскрытие законов природы, на поэтическое восприятие природы, как жизненно необходимой целостности с самим человеком и обществом» [1, с.148], отчётливо прослеживается в исследовательской активности научно-популярных кругов, а так же в возрождающемся творчестве акынов и возросшей популярности экологичных народных промыслов, носящих мощный философский подтекст.
Арабский историк и литератор Аль-Жахиз в своём труде «Манакиб аль-атрак» («Подобающие достоинства тюрков») указывает на другую духовную характеристику народов, придерживающихся веры в Вечное Небо: «Тюрки… народ, для которого оседлая жизнь, неподвижное стояние, малочисленность передвижений и перемен – невыносимы! Сущность их сложения основана на движении и нет у них предназначения к покою» [2, с.63]. На сегодняшний день эта потребность к постоянному движению у потомков кочевых народов наиболее широко прослеживается в виде культурного и автотуризма, а так же радикальных проявлений ухода от оседлой цивилизации: дауншифтинга (отказ от пропагандируемых ценностей в пользу «простой жизни» вне урбанизации) и эскапизма (здесь: осознанное уклонение, психологическое и физическое отстранение от социума).
Культ предков, ярко представленный в философии Тенгри [3, с.56], в наши дни проявляется в традиции возводить памятники и называть детей именами ушедших или старших родственников, а так же использовать отчества. В Республике Казахстан специальным указом Министерства Юстиции разрешается давать детям фамилии, производные от имени деда. А присвоение улицам и площадям фамилий выдающихся деятелей – это характерная для Евразийской степи социальная норма, которая практически отсутствует в западной культуре.
Другой очевидный культ тенгризма, видоизменившийся, но сохранившийся в наше время – культ священных животных, деревьев и вершин [4, с.26] можно наблюдать в символике корпораций и государств.
Утратив осознанную составляющую культуры, мировоззрение Тенгри незаметно пронизывает практически все социальные сферы. Причиной тому служит современная адекватность и актуальность его составляющих. Прежде всего, это гигиена во взаимоотношениях с природой. Даже не заостряя внимание на запрете загрязнять воду и землю – объективных экологических принципах тенгрианской традиции, можно проследить её мудрость в вопросах взаимодействия с окружающим материальным и духовным миром.
Например, требование с уважением относиться к духам природы, соблюдать тишину и вести мирные беседы в святых местах (коими, по сути, являются любые природные объекты), сегодня признано мировым сообществом, как совершенно необходимое. Согласно исследованиям, уровень человеческого шума: громких разговоров, смеха, моторов автомобилей и воспроизводимой музыки, составляет от 55 до 120 децибел, в то время как в естественных условиях норма звука на природе не превышает 40 дБ (за исключением звука грома, который может достигать 100 дБ) [5, с.56-58]. Нарушение этих норм приводит к изменению пищевого поведения у хищников, частичной утрате ориентации у млекопитающих [6, с.476-483], а так же смене мест обитания птиц, что является причиной постепенного вырождения семенных видов растений в местах шумового загрязнения [7, с. 305-313].
На этих же принципах основан отказ от возведения культовых сооружений. Тенгрианская традиция предполагает внесение минимальных изменений в естественную жизнь земли, поэтому для отправления обрядов выстраивается своеобразный симбиоз с природой: используются уже существующие вершины, отдельно стоящие рощи и деревья или скальные комплексы [8, с.148-152]. Нанесение изображений на камни – не только экологичный и экономичный, но и наиболее долговечный способ передачи информации. Петроглифы выполняют массивную культурную и обучающую функции: содержание гравюр даёт предполагать, что они использовались для сохранения знаний о мировоззрении и устройстве мира, показывали историю народов и пути их миграции. Благодаря этому инструменту в кочевой культуре стала возможной организация большого количества святилищ, не наносящих вреда окружающей среде. Но главным преимуществом природных святынь, особенно в разрезе современной экономики, является отсутствие материальных затрат на возведение и содержание святилища.
Отдельного внимания заслуживает солярный календарь и традиции, связанные с Солнцем [9, с.1-5]. На сегодняшний день достоверно известно, что Солнце играет фундаментальную роль в жизни всех существ. Согласно официальным исследованиям, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным эффектом, благодаря которому происходит обеззараживание поверхностей и быстрее заживают раны, стимулируется организм и вырабатывается противостояние инфекциям. Поглощая эти лучи, человеческая кожа синтезирует провитамин D3, необходимый для нервной и эндокринной систем человека. Второй вид солнечного излучения – инфракрасное, согревает и запускает процесс образования биологически активных веществ. Видимый же спектр, сам солнечный свет – признанный антидепрессант, активатор мозга и обменных процессов [10, с.255]. Среди упоминаемых ранее традиций так же присутствует встреча рассвета, в ряде исследований признанная, как незаменимый инструмент в оздоровлении тела и психики [11, с.1-3].
Классическая тенгрианская поза «Приветствия Небу», – поднятая голова, разведённые в сторону руки, – помимо очевидной пользы принятия солнечных ванн совсем недавно была признана одной из «поз силы», оказывающих феноменально позитивное воздействие на организм. В процессе исследований было определено, что нахождение в такой позе на протяжении двух минут перестраивает гормональный фон, повышая уровень тестостерона и значительно снижая показатели кортизола – гормона стресса. [12, с.3-18]
К сожалению, незнание основ тенгрианских традиций, отсутствие понимания главного принципа мировоззрения Тенгри, – умения жить соответственно космическим ритмам, с осознанием своей ответственности за состояние окружающего мира, – приводит к деструктивному действию ритуалов, сохранившихся в народе. Так, популярный обряд повязывания лент, «чалама», согласно эмпирическим данным, стал настоящим бичом экологии в странах Центральной Азии, а так же в регионах тюрко- и многолоязычных народов Российской Федерации. В исконной традиции на деревянные шесты и священные деревья повязывались ленты из хлопка [13, с.1-2], к тому же использовался специальный узел-петелька, саморасширяющийся и не препятствующий росту ветвей. Хлопок разлагается быстрее всех других видов тканей – примерно за полгода нахождения на открытом воздухе, а тонкий хлопок в тёплую погоду может разложиться за неделю, не оказывая пагубного воздействия на окружающую среду [14, с.1-3]. В настоящее же время наблюдается разрушительная тенденция повязывать на деревья и кустарники обычными фиксирующими узлами различные виды плохо разлагающейся синтетической материи и даже наиболее губительный для экологии всей планеты полиэтилен. Таким образом, обряд, носящий сугубо духовный характер и руководствующийся принципом ненанесения вреда, превратился в тревожный и опасный для природы автоматизм.
Простое знание истоков родных традиций в силах предотвратить подобные ошибки. Совершенно очевидно, что мировоззрение Тенгри – это не только богатая духовная культура, но и рациональная бытовая система, охватывающая все сферы жизни: от здравоохранения и личной гигиены до управления государством и глобальных космогонических процессов.
Специфика осознания культурного наследия тенгрианства заключена в том, что нуждающиеся в осмыслении элементы культуры распределены по огромной территории, бывшей в середине первого тысячелетия общей для большинства тюркских и монгольских народов. Границы современных государств отделили друг от друга братские этносы и народы с общими культурными характеристиками, что послужило формированию своеобразного культурного микроклимата в разных регионах континента и со временем усилило различия между этими народами. На лицо ощущается необходимость нивелировать эти различия, подведя общий духовный знаменатель для населения Евразийской степи.
Выведем общие характеристики современного тенгрианца. Это, прежде всего человек, осознающий свою ответственность перед настоящим и будущим мироздания, полноценный и неравнодушный член общества, активно участвующий в сохранении, развитии и созидании материального и духовного мира планеты, придерживающийся принципов ответственности, чести, достоинства и свободы индивидуума, испытывающий заведомое уважение ко всем проявлениям Неба – к событиям, тенденциям, религиям и людям. Легко предположить, что вне навязываемых религиозных и философских контекстов любой осознанный человек пришёл бы именно к такому пути.
Сформулируем принципы мировоззрения Тенгри, придерживаясь традиции поэтического осмысления космических законов: Тенгри – это склад души и образ жизни. Это осознание себя, как ответственного за все текущие обстоятельства: внутри и вовне, в малом и большом, в себе и во Вселенной. Это понимание Высшего, как первопричины всего сущего. Это страстное желание и искусное умение жить, открывая мир и полностью открываясь ему, полноценно участвуя в его преображении и развитии. Это устойчивая привычка работать над своими несовершенствами и безустанность в стремлении к гармоничному росту. Это источник счастья, спокойствия и уверенности в абсолютной справедливости Вселенских Законов.
Важно понять, что принципы мировоззрения Тенгри уже работают в каждом человеке. Они по своей природе наднациональны и потому создают мощную связь, способную сформировать новый уровень самоидентификации: духовную. Возможно, выстраивание менталитета будущих поколений в таком ключе, станет залогом мира и гармоничной жизни всего человечества.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аюпов, Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение: монография // Алматы: КазНПУ им. Абая. — Издательство «КИЕ», 2012 – 264 с.
2. Светлов, Р. Великие сражения Востока // Москва: Яуза, «Эксмо», 2009 – 414 с.
3. Гумилев, Л.Н. Древние тюрки. История образования и расцвета Великого тюркского каганата (VI-VIII вв. н.э.) // «Кристалл», 2003 – 307 с.
4. Абаев, Н.В. Влияние тэнгрианства на экологическую культуру и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов Алтай-Байкалии // Москва: «MOBY publishing», 2012 – 152 с.
5. Минаева, В.В., Гапоненко, А.В. Влияние шума на организм человека // Электронный научный журнал, ISSN 2409-529X / Международный студенческий научный вестник. № 3-1, 2015.
6. Amy Morris-Drake, Anna M. Bracken, Julie M. Kern, Andrew N. Radford // Environmental Pollution, Volume 223, April 2017 – 712 p.
7. FBE Scientists Group // Biology Faculty Publications and Presentations, 1 (8) 2013 – 196 p.
8. Потапов, С.А. Ландшафтная зона природно-исторического заповедника-музея Тамгалы // Сборник материалов Международного семинара-тренинга по историко-культурному наследию стран СНГ, Алматы, 2011 – 220 c.
9. Дойду, А. Тенгрианство. Религия прошлых эпох и новых грядущих столетий // Электронный ресурс / Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Театр Олонхо», 2015, URL: http://olonkhotheatre.ru/articles/1459-tengrianstvo-religija-proshlyh-epoh-i-novyh-grjaduschih-stoletij.html
10. Гигиена, санология, экология: учебное пособие // под ред. Л. В. Воробьевой, 2011 – 255 c.
11. Электронный ресурс // Мария Ледда — Жизнь по вертикали, 2014, URL: http://www.marialedda.com/25-prichin-prosypatsya-rano/
12. Cuddy, Amy J.C., Caroline A. Wilmuth, Dana R. Carney The Benefit of Power Posing Before a High-Stakes Social Evaluation // Harvard Business School Working Paper, No. 13-027, September 2012 – 18 p.
13. Бабайцева, Ю. Сакральное четырехцветье // Электронный ресурс / Журнал «Алтайские горы», 2012, URL: http://altai-mountains.ru/news/novosti_organizacij/?idnews=1092
14. Walters, G. How long does litter take to rot? // Daily Mail, 16 May 2016 –
32 p.

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *