Турул — провозвестник Тенгри с пылающим мечом

Поделиться:


Турул — провозвестник Тенгри с пылающим мечом

Finish  трайболизму. Мадьярский  (венгерский) кун с необычным именем Қоңыр Мандоки из рода  Jalair  кыпчакского племени Toksoba  в середине 70-х годов ХХ века приезжает в Западную Монголию, где обитает   двенадцатиколенное  казахское племя абак-кереев. Абак-кереи – народ очень мужественный, столетиями воют против Поднебесной. Не случайно цинские императоры только их правителям из «инородцев» присваивали княжеский титул «ван», анологичные  европейскому «герцогу», дворянские звания «уккурдай» и «коголдай». Из среды абак-кереев вышли в двадцатом веке выдающиеся казахские деятели Восточного Туркестана, среди которых знаменитый  Ален Ван (тюре, правитель кереев), его брат, губернатор Алтая Шарип Хан, генерал-лейтенант Далел Хан, и самый отчаянный и бесстрашный борец против Жун Го Оспан батыр. «Жун» – адекватное современному «қытай»  — «китаец»   (правда, сами жители Поднебесной не очень жалуют это слово),  а «Го», по-китайски – государство.

Бесстрашный Оспан — батыр, сын Ислама

Внимательно изучая лексику кереев Қоңыр обнаружил в ней очень близкое и родное ему слово «турул»  (тоғрул). В родном ему венгерском «turul» — это  птица из семейства ястребиных. Мало того, Турул – один из главных символов мадьярства.

Рашид-ад-дин пишет, что «тоорул» или «тогрул» в тюркском языке, в лугате (словаре, лексике) кереев обозначает «птицу из семейства орлиных, похожий на ястреба, с твердым как сталь когтями и клювом, может в мгновение ока растерзать двести – триста птиц, но никто его не видел, выдумка это или нет, сказать не может». Круг замкнулся – один из главных национальных символов Венгрии, тотем племени мадьяр, обитающих на самом западном краю тюркской ойкумены, оказался не менее символичен и сакрален для абак-кереев, живущих на самой восточной окраине той же ойкумены.  Имя собственное Тогрул (Түрүл, Тоорил, Тоғорил) широко распространен в тюркской историографии, наиболее известные среди них Тогрул-хан (? — 1203), «несторианский хан», хан страны кереев; побратим (анда) Есукей-батыра, побежденный его сыном Чингисханом. Казахи до сих пор вспоминают его как Оң-хана (правого, правильного, справедливого хана).  Тогрул Беком (Князем –Соколом), (ок. 993 сент. 1063) звали основателя и первого правителя династии Сельджукидов, захватившего современные территории Турции, Ирана и Ирака (в 1055 им был взят Багдад).  В  «Благодатном знании»  (Кутадгу билик) Юсуф хасс-хаджиба Баласагунского, написанного в 1069-70 г., упоминается унаследовавший трон от Богра хан Тогрул хан и его сын Тогрул тегин.

Я, очень далекий в детстве от тюркской мифологии и историографии, впервые встретил упоминание Турула в книге Александра Авдеенко «Черные колокола». Авдеенко — автор цикла повестей о Венгрии. Одна из глав его повести «Дунайская ночь» смешно называлась «Дунай Иванович», что, на самом деле, как я сейчас понимаю, являлась проявлением тайной мечты русских экспансионистов: как из Едиля сделали «Волга –русская река, Волга — Матушка», так и Дунай должен был стать «Ивановичем». Найдя в своей библиотеке потрепанную «Черные колокола», я вновь открыл главу «Крылья Турула». Герой, журналист, в октябре 1956 года вместе с сыном, в Будапеште, где: «…с огнем, взрывами, кровью – буря».

Будапешт. 1956 год. Городской пейзаж

Ночью к ним в номер гостиницы «вваливаются вооруженные молодчики,  красномордые от от наркотического упоения властью». Сын его, настоящий  Павлик Морозов и Леня Голиков вместе: «…в борьбе с «гвардейцами» где-то на лестнице потерял кепку, голова его всклокочена, и все же в глазах моего мальчика нет ни искорки страха, отчаяния, покорности». Затем отца с геройским мальчиком «вытолкали из холла гостиницы «Астория» на засыпанный битым стеклом тротуар и повели к Дунаю по темной улице Кошута. Минут через десять или пятнадцать нас остановили перед глухими железными воротами. Мы увидели на них новенькое, только что изготовленное изображение громадной птицы. Размашистые сильные крылья, способные переносить за моря и океаны. Узкая змеиная голова. Хищный взгляд. Когти, готовые терзать и быка и льва. Не легендарный ли это турул? Да! После контрреволюции 1919 года реакционные элементы студенчества, сынки промышленных, финансовых и земельных магнатов создали тайные, фашистского толка секты «Турул». В новолуние под изображением турула с распластанными крыльями они резали белого коня и справляли кровавую тризну. «Мы, только мы являемся чистыми венграми, столпами нации! – провозглашали туруловцы в своих манифестах. – Мы принимаем в секты только тех, кто может доказать свою родословную на протяжении пяти веков».  Так вот куда мы попали!.. И новое поколение фашистов, контрреволюционеры образца 1956 года, сделало изображение турула своей эмблемой…» Так я, советский недоросль, впервые узнал про Турула. Позже я увидел его в Будапеште, на четырех мачтах моста Свободы, затем в «Рыбацком бастионе».

Странное впечатление и на меня произвела эта птица. Действительно маленькая, почти змеиная головка на короткой шее, посаженной на мощный торс и невиданный размах крыльев. В мощных когтях – меч. Согласно не очень давней легенде, во время битвы повстанцев-куруцев против австрийцев, в переломный момент битвы, когда силы мадьяр были на исходе, Турул принес в клюве потерянный во время схватки на поле битвы меч вождю повстанцев Ференцу Второму Ракоци. Увидев это чудо, австрийцы ударились  в бегство.

Ровно через 200 лет, в 1903 году, на месте победной битвы возле поселка Вилок Виноградовского района Закарпатской области Украины был установлен уникальный памятник легендарной птице высотой 18 метров, с размахом крыльев около пятнадцати метров. После Второй Мировой войны памятник был демонтирован, но, по счастью, не разрушен, отлежал в Ужгородском замке, и в 1989 году был восстановлен. Но вандалы не оставили в покое памятник, сегодня у величественного монумента отсутствет один из его сакральных элементов – меч, кто –то сломал его.

Турул у древних мадьяр был провозвестником Тенгри, носителем пылающего божьего меча Спасения. Одна из самых распространенных  мадьярских легенд гласит следующее: vezer страны Этелькез увидел сон. Во сне на их кочевья  напали гигантские орлы, которые «с высоты целились в основном на лошадей, рвали их на части. Люди бросились защищать коней, но атака орлов была стремительной и беспощадной, ничего нельзя было сделать». Но тут в небе появляется Турул, который с ходу убил одного орла, остальные тут же разлетелись и пропали. Baksy, duana, прорицатели и толкователи сна заговорили о необходимости переезда. Мадьяры, как истинные кочевники, всегда были готовы  к нему, но тут речь шла не о простой смене кочевий. У Анонимуса в «Деяниях мадьяр» сказано: «…и земля эта так наполнилась множеством расплодившихся в ней народов, что не смогла ни прокормить, ни вместить их. Поэтому семь правителей, которых до сего дня зовут Хетумогер (Жетімағұр), не вынеся скудости тех мест, совещались между собой и решили уйти из родной земли и попытаться занять земли, пригодные для обитания, без устали завоевывая их. Тогда они решили искать землю Паннонии, о которой дошел слух, что это земля царя Аттилы, из рода которого произошел род Алмош».

Кыпчакский пастор-кальвинист, подаривший мне книгу Анонимуса на английском и столь много рассказавший о Туруле.

Вообще, кроме этой расхожей легенды, самое раннее упоминание о Туруле я нашел у уже упомянутого Анонимуса, в  оригинальной (латинской) версии его Gesta (Хроники). В английском переводе упоминается просто «божественная птица» — divine bird, и как ни странно, в венгерском переводе тоже — isteni madár. Такое чувство, будто мадьяры переводили свою «божественную» хронику с английского. (Кстати, что скажешь, мы тоже «Китаб-и дедем Коркуд» и «Кодекс куманикус» читаем в переводе с русского).   Предваряя свою хронику, этот «загадочный и неизвестный» предупреждает, что не приемлет в своем сочинении «лживых баек» и «крикливых песен» жонглеров и крестьян. То есть легенда о Туруле из третьей главы таковыми не является. Героем этой главы является Алмош, сын Удека. «В год от Воплощения Господня (интересно, что в другом нарративном древнем венгерском источнике – «Венгерском хроникальном своде» 12 века отсчет лет ведется не только от  «Воплощения Господня», но и от смерти Атиллы)  восемьсот девятнадцатом Удек был… знатнейшим вождем Скифии… Емеш(у) родила ему сына,  нареченного Алмошем. А назвала она его Алмошем из-за видения, которое было ей во сне: прилетела божественного вида птица, от которой она зачала, и которая дала ей понять, что из чрева ее забьет источник и из ее чресел выйдут доблестные короли, но род их умножиться не на их земле». Так Турул в видениях Емеши, предрек ей, что источник из ее  чрева превратится в могучую полноводную реку там, на новой Родине, на Западе. У тюрков вода, много воды — daria – это много власти. Вскоре у мадьяр случился джут: начался падеж скота, особенно много гибли кони – «праздник для грифов, құзғын». Кругом валялись туши эти священных для номадов животных, когда прилетел Турул, и мадьяры последовали за ним. Птица долетела до горизонта «и расположилась там». Когда люди дошли до нее, она взлетела и полетела дальше. Так народ дошел до Паннонии, земли своего царя Аттилы, и процветал он до тех пор, пока его посещал Турул. Пропал Турул, не стал появляться, исчез – вымер Дом Арпада, мадьяры потеряли независимость. Так гласят легенды.

Вернется Турул, и снова Тенгри будет с мадьярами.

О Туруле – символе идеального, непобедимого, божественного; о vezer Алмош; о прародителях Емеш (Енех, Ене?); Нимроде – «убитом мухой»; о казахских самұрық и қарақұс, құмай тазы; о стране людей-птиц Самырау — в следующем посте.

 

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *