Уч-Курбустан или что такое Троица?

Поделиться:


Понятие о Троице(триедином божестве) в христианстве является одним из основных и весьма таинственных догматов. В силу ограниченности человеческого разума тайна Святой Троицы не может быть точно выражена в слове. Попытаемся найти и осмыслить аналог христианской Троицы в тенгрианстве. Здесь триединым божеством является Уч-Курбустан, три персонажа, так же объединенных в один. Имя переводится как «три Курбустана», Курбустан – сходно понятию «бог», но этимология до конца не ясна. Предположительно, этот образ имел два понимания, прочтения. Как три божества, представляющие собой три уровня мира – верхний, покровителем которого выступал Ульгень, серединного (Умай) и нижнего(Эрлик). Объединял все три мира – Тенгри, представляющий собой вечность. Отсюда мы можем проинтерпретировать известный сакральный и культурный символ, предложенный Николаем Рерихом, — «Знамя мира»: три круга в середине – Ульгень, Умай, Эрлик(будущее, настоящее, прошлое). И окружность, заключающая в себе эту «троицу», как символ вечности – Тенгри.


Вторая интерпретация Уч-Курбустана – три божественных сына Тенгри и его супруги Умай. Этот миф хорошо сохранился в фольклорной традиции. Главное упоминание о нем содержится вматериалах Г.Потанина. В монгольской былине Ирин-Сайыну Тенгри-Хана (неба) три сына: Китын-Зеби,Китын-Арслан и Ирин-Сайын. Предание о трех сыновьях бога, трех божественных братьях, трех творцах встречаются у алтайцев, тюрков Южной Сибири, якутов (подробнее об этом: П 878). В бурятском Эпосе «Гесер» у Тюрмас-хана(поздний аналог Тенгри) так же три сына. На Алтае эти три сына именуются Уч-Курбустан, триединое божество («все трое —одно») восседающее на самом высоком слое неба.
То, что упоминание отрех сыновьях высшего бога (Тенгри) широко распространено, как у тюркских, так иумонгольских народов, позволяет нам суверенностью отнести этот мотив к тенгрианской древности. Кажется несомненным, что древние тюркиверовали втройственное божество (наподобие индуистского Тримурти),которое, быть может, соответствовало трехчленной структуре мира. При этом остается открытым вопрос одревнетюркским имени этого божества.Согласно распространенному втюркологиимнению имя Уч-Курбустан есть поздний вариант заимствованного из иранского Ахурамазда—Хормуста—Курбустан.
Кроме того, немалый интерес представляет ито, кем были эти три сына. Несомненно, что они считались божествами. Фольклорная традиция сохраниламножество имен этих сыновей, каждый миф называетих по-разному. Доминируют же следующие: старший сын — Гесер(Гасур, Кэсар), средний  — Тениз(Чингиз), младший -Ирен-Сайын(Ирен-Шайын, Амур-Сана).
Старший сын Тенгри —Гесер,главный персонаж древнего бурятского эпоса «Гэсериады»,ему соответствуютсходные персонажи двух других великих эпосов, калмыкского «Джангара» и киргизского «Манаса». У казахов ему соответствуют Кызыр-ата(или Кадыр-ата), святой старец возвещающий приход Наурыза. На мусульманском востоке Гесер почитается под именем Хызр. Хызра считают покровителем путешественников: по легендам, он путешествует по всему миру с неведомой миссией, данной ему Аллахом. Мусульманское духовенство свято верит: в 18-й суре Корана «Аль Кахф» («Пещера»), когда пророк Муса (Моисей) встречается на «месте слияния двух морей» с Божьим Слугой, преподавшим Моисею урок о глобальном смысле явлений, речь идет именно о Хызре, хотя в Коране о нем нет никаких упоминаний. Востоковед Евгений Бертельс так написал о Хызре: «Происхождение этого образа до сих пор уточнить не удалось. Хотя несомненно, что он восходит к какому-то древнему божеству растительного мира, у которого под ногами все зеленеет и расцветает, но на это представление наслаивается множество других черт…» Другой авторитетный востоковед — академик Василий Бартольд — отметил, что легенды о Хызре тесно связаны с суфиями. Рассказывая о Хызре, суфии отмечают, что истории о нем иногда сплошь выдумка, потому что говорить о Хызре нельзя. Известно, что появляется он только тогда, когда в нем есть необходимость. Хызр может предстать перед любым человеком, но то, какую пользу человек извлечет из этой встречи, зависит только от чистоты его намерений. В представлении же простого народа Хызра — очень мудрый и при этом веселый старец, приносящий удачу, счастье и душевный покой. Верующие, мечтающие увидеть Хызра, обращают особое внимание на руки повстречавшихся им путников — по поверью, у Хазрат Хызра отсутствует фаланга большого пальца. Говорят, что Хызра можно встретить три раза в жизни, и прийти он может в любом обличье. Поэтому на Востоке, где и без того принято проявлять особое уважение и внимание к гостям, считается, что гостеприимство не может быть выборочным.
Средний сын —Тениз— «Море», имя это соответствует имени великого монгольского завоевателя Чингиз-хана, но это может быть и совпадением, впрочем, едва ли случайным. Дело втом, что Чингиз-хан осмыслялся шаманистами, как сын неба, то есть сын Тенгри, а значит он мог считаться земным воплощением второго сына Тенгри —Чингиса (в монгольской шаманской традиции Хаджир Чингис Тенгри —дух, один из сыновей Неба т.е. Тенгри), отсюда могло появиться иего имя, так как нам известно, что настоящее имя Чингис-хана было Тимушин, а свой знаменитый эпитет он получил уже взрелом возрасте. Вот что писал по этому поводу Дорджи Банзаров: «Такое объяснение эпитета Чингис более вероятно, что подтверждается обстоятельством из жизни этого завоевателя. Мусульманские историки рассказывают, что эпитет этот был дан Темушину одним шаманом, который объявил молодому хану, что бог дает ему во владение всю землю и повелел ему называться Чингисом. «По повелению бога, прибавил он, имя твое должно быть таким». Шаман знал, как видно, значение этого имени; его знание давало ему право уверять народ в божественном происхождении молодого хана (Бан. 12). Здесь, мы можем добавить, что этот шаман (его имя было Бут-Тенгри) знал и древний миф из Алтун Битиг, в котором говорится, что хан Тениз(Чингис) был правителем всей земли в допотопные времена. Совершенно аналогично и главному герою эпоса «Манас» присваивается взамен прежнего, новое, «счастливое» имя Манас. Здесь четко прослеживаетсямотив инициации с присвоением нового, духовного имени. Младший сын Ирен-Сайын, родившись на земле, совершает множество подвигов, главный из которых, освобождение 18 адов Эрлика, он совершил по воле своего отца Тенгри-хана.
Фольклорная традиция сохранила не только такое тенгрианский миф отрех сыновьях Тенгри, но и древний религиозный мотив воплощения каждого из них на земле для борьбы со злом, поддержания миропорядка и свершения подвигов «по воле отца-Неба». При контактах степняков с христианами и Христос мог быть воспринят первыми как сын Тенгри-хана, как позже был ими воспринят хан Чингиз. Очевидно, тенгриане, как и иудеи и христиане ожидали приход своего мессии, и в каждом новом земном правителе надеялись увидеть сына божьего, воплощение небесной мудрости и справедливости. В этой связи следует вспомнить, что казахи, по свидетельству Чокана Валиханова, считали хана Абылая «воплотившимся духом (Аруахом), ниспосланным для совершения великих дел».

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *