Великая степь. К 550-летию казахского ханства

Поделиться:


Великая степь. К 550-летию казахского ханства.

1.      Зачем казахам нужна история?

    «Отними у народа историю — и через поколение он превратится в                              толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом» — говорил один из видных политических деятелей.

В теории «Пирамида потребностей Маслоу»  деятельность человека  укладывается в последовательном  удовлетворении потребностей: в еде, размножении и доминировании.

   Сегодня впервые с большим размахом весь Казахстан охвачен мероприятиями по празднованию исторического события: образования казахской государственности и 550-летие Казахского ханства.

   «Ради чего нужно ворошить прошлое, тем более тратить деньги?», —  могут задаться вопросом граждане республики. Зачем Казахстан является инициатором проведения значимых международных мероприятий, таких как, ОБСЕ, Съезд Мировых Религий, Зимние Азиатские Игры? Проводятся Международные экономические и Медиа- форумы с приглашением участников с мировыми именами. Республика инициировала и явилась активным участником  международных объединений ШОС и ЕврАзЭС. И, наконец, Казахстан добился права на  проведение всемирной выставки-ЭКСПО-2017.

Поскольку мероприятия очень затратные, не разумнее тратить деньги в реальный сектор экономики?

   Ответ очевиден: все эти события являются историческими. Для Казахстана — это основа для появления большого количества исторических  фактов в Новейшей истории.

Эти события несут важную роль для общественного самосознания граждан независимого Казахстана, их ценностных установок и культуры. Но что происходило с прошлой историей казахского народа? На этот вопрос очень точно и правильно  ответил президент Назарбаев Н.А. «…Сознательное унижение европоцентристами, во многом принятое и советской пропагандой и наукой, истории кочевников, ее интерпретация как истории беспечного и ленивого, безынициативного народа, ведущего полуживотную жизнь, сыграло свою разрушающую и гибельную роль для казахского национального самосознания. Поэтому, если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями».

Империи для  доминирования и управления покоренными народами отнимали у них историю, принижали ее, замалчивали факты. Это развивало у колонизированных народов чувство неполноценности, угнетало национальное  самосознание.

          Отсюда следует, что поставленная президентом задача, важна прежде всего  нам — гражданам Казахстана,  т.к. без знания прошлого  невозможно  будущее любого народа. Народ  должен  знать полную и достоверную прошлую историю своего отечества. Поэтому привлекательная история сделает наш народ конкурентоспособным на региональном и мировом уровне.

2.      Почему многомиллионный казахский народ, тысячелетиями   проживающий на огромной территории, не имел значимых исторических событий?

Джавахарлал Неру в книге «Открытие Индии»,увидел свою страну глазами индийцев, а  ранее он смотрел на историю своей древней страны глазами колонизаторов- британцев.

     Историография  как наука появилась в цивилизованном обществе, которое имело условия для создания и развития системы культуры. К этому были приспособлены  только народы, живущие в условиях оседлости и имеющие систему сбора налогов. Наши предки были кочевым народом, создавшими самодостаточное общество. Но вследствие такого образа жизни они не  сумели создать и развить профессиональную систему культуры: стационарные учебные заведения, библиотеки, хранилища собранных знаний и т.д. То из этого следует, что историю казахского народа, историю Великой Степи писали ученые  других стран. Это привело к ее искажению, умалению роли кочевников во взаимоотношениях с оседлыми народами. Сложилось представление о  негативном влиянии предков казахов на развитии цивилизации. И это в целом, отразилось  не только на нашем самосознании, но и в историческом восприятии нас как этноса, оказавшегося к началу ХХ века, если верить  ученым, на задворках мировой цивилизации. Советские ученые готовили наши национальные кадры  при переходе казахов с кочевого на оседлый образ жизни на  общепринятой  научной и методологической основе.     Архивные данные советской исторической науки, равно как и некоторых зарубежных стран, описывают жизнь казахов на уровне родоплеменной формации. И, следуя логике ученых из стран, уже прошедших все стадии развития цивилизованного общества, история казахов значимая  и привлекательная, складывается в период, когда была разрушена родоплеменная общественная формация в степи, т.е. с 30-х  годов ХХ века.

Вот почему казахские ученые-историки рассматривают историю своего народа глазами оседлых людей. А это тупик! Это западная имперская интерпретация истории колоний, только уже подтвержденная представителями молодой  интеллигенции бывших подчиненных народов.

     Вывод: если мы не изменим концептуальный подход к изучению и описанию исторического прошлого наших предков, то казахи будут проигрывать в значимости своего прошлого родственным оседлым тюркским народам: узбекам, уйгурам, казанским татарам, туркам и т.д., а также всем оседлым народам на материке Евразия: русским, немцам, китайцам, и т.д. Мы будем исторически привлекательны лишь с кочевыми народами — киргизами, монголами, калмыками и  другими, и то, за счет численного превосходства. Даже здесь у киргизов есть своя правда, т.к. казахов в российской историографии называли киргизами, киргиз-кайсаками. А монголы и калмыки записаны  потомками Чингисхана. Информация из  недавно переведенных архивных  источников:   немецких, французских, голландских, австрийских, английских и т.д.,  лишний раз укрепляют в сознании  современных казахов двойственные чувства о  прошлом  своего народа,  так как несут важную, но недостаточную одностороннюю информацию. Это формирует неполное представление о  нашей истории и не добавляет  самоуважения современным казахам.

Китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы в своем трактате «Искусство войны» изрек:

«Бывают дороги, по которым не идут;

бывают армии, на которые не нападают;

бывают крепости, из-за которых не борются;

бывают местности, из-за которых не сражаются;

бывают повеления государя, которых не выполняют».

Да, исторические события происходят в определенных местностях, но это не умаляет значимости людей, которые проживали на других территориях. Надо проанализировать события и увидеть, а какую роль в них сыграли степные народы –предки казахов. Надо лишь взглянуть на историю глазами степняков.

3.Кто есть казахи, в чем индивидуальность?

      Джавахарлал  Неру в книге «Взгляд на всемирную историю», отмечал, что тюрки не создали свою цивилизацию, подобно китайцам, индусам или иракцам, у них была другая роль — «они олицетворяли военную доблесть Азии».

Как объяснить это выражение политика, живущего  далеко от степи? Дополнительно, к изысканиям современных историков у меня есть предложение.

     Я предлагаю рассматривать исторические события, явно замалчиваемые или преподнесенные в негативном свете факты в другом ракурсе, а именно:исследовать историю своего народа сквозь призму своего восприятия, то есть смотреть на исторические события  глазами казахов- кочевников.

      Инициатива  в написании казахской истории должна принадлежать казахам. Необходимо  искать базовые объекты исследования и разрабатывать собственную историческую науку. Надо задуматься над вопросом, как изучать общество казахов, где власть и собственность являлись семейными, родовыми,  где не было  ни гражданского общества, ни политики, ни рыночной системы, где отсутствовали классы в отличие от западного  мира?  Что может стать базовым, образующим элементом для понимания  мира  казахов-степняков и его истории?

      Я вижу ответ в следующем. Специфика каждой крупной  и сложной социальной системы заключается в ее системообразующем элементе как базовой единицы ее организации. В индийской системе-касты, в античной – полис, в капиталистической-капитал, у иудеев-Талмуд. А что является базовой единицей казахской  социальной системы? Таким элементом, на мой взгляд, в казахской истории является многоженая семья и родовое устройство общества предков казахов. Хотя для современного общественного сознания это выглядит, мягко говоря,  некорректным, но этот элемент имел важные исторические  последствия для развития мировой цивилизации.

      У  казахского родового устройства нет аналогов ни на Западе, ни на Востоке.  Это исключительно казахский элемент, который повлиял на общее развитие евразийской цивилизации.

4.Где происходили исторические события и условия их свершения?

«Ранние времена средневековья — это господство грубой силы. Успешное существование государств определялось  успешными завоеваниями. Но даже в этих условиях тюрки отличались особой воинственностью. Почти вся их история соткана из набегов и захватнических походов. Иной народ был бы этим истощен, а тюрки как будто, напротив, от сражения к сражению только крепчали. Объяснить этот феномен ученые пытаются до сих пор.»

     История развития человечества показывает, что только на материке Евразия  развились значимые цивилизации, такие как Китай, Индия, Ближний Восток, Египет, Средняя Азия, Восточная и Западная  Европа. А вот на материках Австралия, Африка, Америка цивилизации не только  не развились, но и не появились. Почему?

     Эту закономерность пытались объяснить многие исследователи и ученые.

                   Проблема цикличности реальных исторических событий и социального развития мира  представлена   в работах И. Валлерстайна,  Л.Н. Гумилева,  Н.Я.  Данилевского,  Э.С. Кульпина,  В.В. Лапкина,  В.И. Пантина,  A.B. Полетаева, И.М. Савельевой, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглера, А.Л. Янова, Джаред Даймонд и многих других ученых, исследователей.

     Они приводят различные объяснения, предположения, создают теории, объясняющие факт неравномерности  развития цивилизации на материке Евразия. Но на сегодняшний день все эти умозаключения не до конца, не убедительно  отвечают на вопрос, в чем основа, причина   этих закономерностей. Ответ на этот феномен кроется в изучении истории, быта, образа жизни предков казахов.

   Цивилизация — это насильственная концентрация активов общества в руках сильного меньшинства. Именно административное устройство явилось основой цивилизационного развития общества. При нем происходит расслоение общества по доходам. Это создало условие для возникновения налоговой системы, появления ремесленников. Производство товара подтолкнуло к появлению и развитию торговли. Экономика общества поднялось на ступень, которая создала предпосылки появления  профессиональной культуры.

Вся история развития цивилизации Евразии- это постоянные войны.

Для этого необходимо  было большое количество молодых мужчин в возрасте от 15-до 25 лет.

  Это «сильное» меньшинство в  условиях военных действиях насильно создавали местные центры концентрации активов — города. Затем борьба между ними выдвигала региональные объединения — государства.  Борьба между ними вела к образованию континентальных объединений – империй. Военные действия на материке Евразия шли постоянно, ежедневно. Столетиями. Без передышек. Жестокость была возведена в подвиг. Используемое оружие было примитивное.  В сражениях участники получали ранения,  и отсутствие современной медицины вело к гибли большое количество военных молодых мужчин — десятки  тысяч в год.  Единицы из них доживали до 30 лет.  Эти события происходили во всех частях материка Евразия:  Китай, Индия, Средняя Азия, Ближний Восток, Египет, Кавказ, Восточная и Западная Европа.

    На данных территориях люди вели оседлый образ жизни, т.е. жили постоянно на одном месте, занимаясь обработкой  земли. Труд земледельца постоянно нуждался в мужских руках, а семьи в парнях. Отсюда в земледельческом обществе лишних мужчин для военных действий не было. Если бы военных набирали из местных парней, то общество осталось без урожая, и семьи без детей. Такое государство обречено было на истощение и перестало бы существовать. Развитие цивилизации прекратилось бы.

       В этой схеме возникает вопрос: а откуда можно было взять кадры для военных действий, юношей с физическими данными, с дисциплиной, толерантных к местным обычаям, в большом количестве без ущерба для демографии местных народов?

В разрешении данного вопроса содействие мог оказать только степной  народ, предки казахов,  которые  имели многоженое устройство семьи, родовую градацию, родовую идентификацию, тенгрианство и умелых наездников.

     Ситуация многоженого устройства общества, обычаи,  когда старшие сыновья обязаны покинуть родной аул, породила десятки тысяч излишних мужчин, которые ежегодно иммигрировали в окружающие земледельческие народы, пополняя ряды войск чужих стран. Они творили мировую историю. Лучшие сыны казахской степи несли славу другим народам, тем самым прославляя свою историческую родину – Великую Степь   (Грейт Тартария, Киргиз-Кайсацкую Орду).  Они несли славу своими победами чужим народам, а коренной народ – казахи — жили скромно, без претензий на заслуги своих сыновей.

5. Как восстановить   историческую память сынов Великой Степи.

    Персидская поговорка гласит: «Тюрки делают историю, персы сочиняют легенды об этом, арабы любят слушать эти легенды».

     Подытоживая сказанное, я предлагаю писать историю предков казахов через их вклад в развитие цивилизаций на материке Евразия.  Эти мысли изложены мной  в   серии статей «Казахская степь-колыбель цивилизаций»:«Казахи-загадка истории», «Теория происхождения государств или события, которые изменили мир», «История Евразии в именах и названиях».

     Если быть кратким, я считаю, что  многоженное  устройство семьи предков казахов позволило успешно освоить степные просторы, создать материально самодостаточное общество. Но полигамия создала  избыток молодых мужчин в степи. Образовалось вековое общество с устойчивой половой диспропорцией.  Десятки, сотни тысяч излишних молодых мужчин вынужденно уходили из степи в окружающие народы и племена и стали тем организующим элементом, который ускорил создание государств насилия на материке Евразияи, и как следствие, способствовал развитию мировой цивилизации.

    Мое предложение  направлено на то, чтобы при изучении истории  казахского народа была принята во внимание и эта концепция.

         Естественно, для создания новой истории казахов  требуются документы, сохранившиеся в фондах и архивах  России, Китая, Турции, Индии, Египта, Средней Азии, в  странах  Европы,  подтверждающие то, что предки казахов принимали участие в формировании государств на просторах Евразии.

В истории всех стран на заре формирования их государственности присутствуют предки казахов-степняков в различных формах объединений и групп и под разными названиями. В Московском княжестве- это урусы Касимовского ханства; татары  владения Яголдаевщина Великого княжества Литовского и татары Княжества Мансура, расположенного на северо-востоке современной Украины, поддерживали Польско-Литовское государство.   Кипчаки Карабахского ханства участвовало в политике Армянского государства. Мамлюки отстаивали мусульманские ценности на Ближнем Востоке, а также составляли ударную силу у турок-сельджуков. Моголы в Индии поддерживали империю Бабура. Казаки участвовали в формировании Российской империи. Туранцы играли важную роль в персидской истории.  Гулямы несли победное знамя ислама Арабского халифата.  Подобное происходило в Китае и т.д., и т.п.

     Это предложение отражено  в словах президента Назарбаева Н.А. «…За нашими плечами стоят ведь не только поколения наших предков до седьмого колена, за нами стоят и те, кто нес образ казахской степи на берега Инда и Нила, Волги и Дона… Эта историческая многомерность и дальнозоркость казахского духа пока мало оценена. Между тем в толще народного сознания она присутствует в неких архетипических формах и всегда дает силу»

А также предлагаю рассматривать общество кочевников степи без предвзятости с точки зрения, что это  одно из высших эволюционных направлений развития человеческого общества, в основе которого заложены гуманистические принципы взаимоотношений людей.  Он проиграл обществу рационализма, бездушия, но его принципы устройства, цели, человечество должно знать.

      Достоверная, правдивая  и объективная картина  нашего исторического прошлого позволит нынешнему и будущим поколениям поднять собственную самооценку, самосознание и самоуважение, основанное на знании того,  что их предки сыграли важную роль в мировой истории. Это  также позволит Казахстану сегодня и в будущем сыграть роль примирительного  центра по объединению государств бывшей Российской империи, Центра по консолидации двух империй:  Китая и России, Центра по объединению и примирению  традиционных религий: мусульманства, христианства,  буддизма и т.д.

Нуркасым  Абуев

nurmonolit@mail.ru

Поделиться:


Добавить комментарий

Войти через:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *